Язык до Юпитера доведет: «Роскосмос» объявил о планах покорить Каллисто - «Наука и технологии»

Фото: Пресс-служба Роскосмос/Roscosmos.ru

В «Роскосмосе» второй раз за неделю озвучивают амбициозные планы покорения дальнего космоса по примеру США и Китая, и второй раз авторитетные ученые разоблачают их несбыточность.

После того, как 14 сентября в журнале Nature Astronomy появилась статья про обнаружение в атмосфере Венеры газа фосфин, который является признаком жизнедеятельности анаэробных организмов, началась гонка за покорение этой планеты. 17 сентября в NASA сообщили, что начали подготовку миссии к Венере. В шорт-лист на получение гранта NASA вошли два проекта: DAVINCI+ и VERITAS. Сейчас их изучают, а окончательное одобрение проекты должны получить весной 2021 года. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не оставил ажиотаж вокруг Венеры и отметился громким заявлением, что Венера, по большому счету, - русская планета. «Мы также рассматриваем и отдельную миссию на Венеру. Считаем, что Венера - это все-таки русская планета», - сказал Рогозин.

Его высказывание крайне скептически оценил руководитель института космической политики Иван Моисеев. В интервью радиостанции «Говорит Москва» он сказал, что присвоением Венеры «Рогозин нарушает ключевой фундаментальный международный договор о космосе 1967 года». Но это не главная ошибка. Дело в том, что на Венере были не только русские зонды. Американцы в этом смысле имеют прав на планету не меньше России. Они тоже сажали там свои зонды. Кроме того, вокруг Венеры прямо сейчас работает японский аппарат. «Мы не запускали аппараты к Венере где-то с 1986-1988 годов. В основном работали американцы после этого», - посетовал Моисеев.

«С 1988 года мы не летаем в дальний космос, только на орбиту», - констатировал он и подчеркнул, что нынешняя космическая программа РФ довольно слабая и «не собирается развиваться дальше».

Замахнулись на Каллисто

В четверг в «Роскосмосе» поделились новыми планами. Исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко сообщил, что после освоения Луны и Марса следующим объектом достижения российской космической программы может стать спутник Юпитера Каллисто.

«Каллисто — это третье место в Солнечной системе, где, по мнению научной общественности, наиболее целесообразно организовывать базу для человека после Луны и Марса», - цитирует Блошенко агентство ТАСС.

Представитель «Роскосмоса» пояснил, что Каллисто покрыт водяным льдом, под которым есть целый океан. Судя по сейсмической активности, в недрах Каллисто кроется раскаленное ядро, которое поддерживает температуру в глубинах спутника.

Однако и эти планы подверглись критике специалистов. Старший научный сотрудник Институт космических исследований РАН Александр Родин в комментарии к высказыванию Блошенко заявил, что человечество совершенно не готово к освоению Каллисто технически.

Родин настолько удивился новости от «Роскосмоса», что даже предположил, будто журналисты неправильно передали и интерпретировали слова Блошенко.

«Речь об отправке человека на орбиту Юпитера при современном развитии техники идти не может никаким образом. Вряд ли говорилось о возможности существования человека в обозримом будущем на поверхности Каллисто», - сказал Родин в беседе с «Говорит Москва».

Он согласился, что спутники Юпитера представляют для науки очень большой интерес. На них много жидкой воды благодаря приливному воздействию Юпитера. Но Каллисто в этом смысле наименее интересен, потому что там приливы самые слабые. То же можно сказать о сейсмической активности, так как возраст данного спутника наибольший.

Если отбросить разговоры о базах для человека, с Каллисто все равно остаётся много сложностей. Все четыре спутника подвержены мощному воздействию магнитосферы Юпитера.

Потоки высокоэнергичных заряженных частиц очень скоро уничтожат там любую электронику. Поэтому создать аппарат, который хоть сколько-нибудь долго «проживет» в таких условиях, крайне затратно и тяжело, заключил Александр Родин.

Махинации на Земле

СК начал доследственную проверку по эпизодам служебного подлога и злоупотребления полномочиями в «Роскосмосе». По информации ФАН, сумма похищенных из бюджета денег может превышать 1 млрд рублей. Речь идет о контрактах с ПК «СтанкоПресс» и Maxwell, уточняет издание со ссылкой на источник.

Правоохранители решают вопрос о возбуждении уголовных дел по статьям о мошенничестве в особо крупном размере и служебном подлоге. Виновным грозит до десяти лет тюремного заключения.