Пенсионная реформа: добиты после посадки - «Последние новости»

Пенсионная реформа: добиты после посадки - «Последние новости»

Случаев резкого ухудшения здоровья или даже смерти пилотов прямо за штурвалами мировая авиация знает немало. Российская гражданская авиация здесь совсем не исключение.

В сентябре 2014 года командир самолета авиакомпании «Глобус» 43-летний Андрей Макаров, посадив самолет в Домодедово, обратился за помощью в медпункт аэропорта. В течение часа врачи пытались спасти его жизнь, но безуспешно. Медицина установила, что, у пилота оторвался тромб, что и послужило причиной смерти.

В прошлом году во время полета стало плохо уральскому пилоту Дамиру Ахметову, умершему также после приземления.

Каждое такое ЧП способно угробить десятки, а то и сотни пассажиров. Почему так происходит? Ведь перед полетом экипажи проходят обязательный медицинский контроль, но и он не дает стопроцентных гарантий. Бывали случаи, когда летчики умирали даже на предполетном отдыхе — во сне просто не просыпались. Такова особенность этой, всегда считавшейся престижной профессии.


На моем рабочем столе выписка из официальной справки Центральной клинической больницы гражданской авиации. В ней написано: «За период летной работы состояние здоровья пилотов значительно ухудшается и к 50−55 годам у многих из них перестает соответствовать принятым в России стандартам. И, в первую очередь, по сердечно-сосудистой системе и понижению остроты слуха, что приводит к их преждевременному отстранению от профессиональной деятельности. Большая часть пилотов, отстраненных от летной работы, имела нейросенсорную тугоухость, ишемическую болезнь сердца (стенокардию, безболевую ишемию миокарда, инфаркт миокарда), гипертоническую болезнь и атеросклероз, заболевания сосудов головного мозга.


К сожалению, нередко встречаются злокачественные новообразования различной локализации. Среди летного и диспетчерского состава распространены и воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта, и остеохондроз позвоночника, что связано с особенностями питания в дни работы и вынужденной рабочей позой".

Но ведь люди приходят в авиацию, как правило, абсолютно здоровыми. Что же приводит их организмы к таким удручающим показателям к финишу летной работы?

«Зарплата у нас сдельная. То есть, фактически получаешь лишь за то, сколько налетаешь», — жалуются бывалые пилоты. И, как водится, своих имен просят не называть. Иначе завтра в небо путь для них будет закрыт.

— Действия российских властей по отношению к пилотам гражданской авиации свидетельствуют о полной безответственности самих этих властей, — считает вице-президент Межгосударственной федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации РФ, пилот с налетом на многих типах самолетов 20 тысяч часов Альфред Малиновский. — Сознают ли они, что в результате мы придем не только к окончательному отказу от отечественной летающей техники, но и к тому, что в кабинах лайнеров скоро не останется российских пилотов? Разве уже не видно, что сегодня мы идем именно по этому гибельному пути?

«СП»: — Положение в гражданской авиации действительно столь безнадежно?

— А как выдумаете, если Россия предлагает своему летному составу едва ли не самую низкую в мире зарплату? Платим экипажам только за налет, в то время, как в других странах труд летчиков оценивается их профессиональной квалификацией.

К чему это приводит? Режим труда и отдыха для летного состава у нас повсеместно не соблюдается. Пилоты сплошь и рядом являются на работу не отдохнувшими, не выспавшимися.

Кто-нибудь думает о том, сколько времени на дорогу в Шереметьево уходит у человека живущего, скажем, в подмосковном Жуковском? Но ведь в любом случае не откажется пилот от полета — ему семью кормить надо.

В итоге люди уходят из авиакомпаний. Дефицит пилотов в стране уже составляет порядка 25 процентов.

Во время моей работы в Домодедовском отряде существовал в МГА СССР летно-штурманский отдел, в котором нашу работу контролировали настоящие асы — налетавшие тысячи часов пилоты и штурманы. Сегодня же их должности в Росавиации почему-то занимают сплошь женщины, не имеющие отношения к нашему делу. И именно им, без году неделя знакомым с профессией летчика, доверено в России контролировать происходящее в отрасли.

«СП»: — Альфред Августович, вы весьма резко отнеслись к недавнему сокращению давно узаконенных доплат авиаторам-пенсионерам.

- Сразу поясню: отставные российские пилоты в условиях разразившегося экономического кризиса оказались в России одними из первых «козлов отпущения». Раньше им полагались по 40−45 тысяч рублей доплаты к пенсиям. Теперь же без внятных объяснений решено отменить эту выплату.

Объяснять сокращения снижением доходов из-за уменьшения количества полетов и, как следствие, доходов авиакомпаний, можно только по невежеству. Ведь прочим российским пенсионерам, несмотря на практически повсеместное и резкое сокращение производства во всех отраслях, пенсии не урезали. Нашли средства за счет Фонда национального благосостояния. Ни один пожилой человек в этом отношении не пострадал. Только бывшие пилоты гражданской авиации.

«СП»: — Но ведь решение о подобном секвестировании доплат к пенсиям бывшим летчикам не на пустом месте возникло? Власти его с кем-то согласовывали?

 — Все произошло по инициативе так называемой Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, фактически являющейся клубом руководителей российских авиакомпаний. Именно эта Ассоциация вдруг приняла решение, нарушающее целый ряд статей Конституции РФ. И, в частности, Ст. 7 п.2: «В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные социальные защиты».

Причем, Ассоциация эксплуатантов ссылается на мнение Ассоциации авиационных врачей. Но ведь всем известно: эти врачи зависят от руководства авиакомпаний, получая там зарплату. О какой объективности здесь можно говорить?

А летчики, загнанные необходимостью побольше налетать, чтобы заработать, в том числе — и на собственную старость, готовы чтобы в кабины их хоть на носилках затаскивали. Поэтому стараются ни в коем случае не жаловаться медикам на самочувствие.

Порочный круг замкнулся. И никто не задумывается над тем, что, в сущности, нездоровый пилот рискует в полете не только своей жизнью, но и жизнью пассажиров.

Мне хорошо известно это состояние. За штурвалом межконтинентального Ил-62 я спиной постоянно ощущал тяжелейший груз ответственности за судьбу поверивших мне, командиру, почти двухсот авиапассажиров.


Чем обернется эта неразумная акция руководства авиакомпаний? Да тем, что летные ветераны, преждевременно потерявшие здоровье в особых, опасных, вредных условиях, не смогут использовать положенную им до сих пор социальную доплату на лечение и приобретение медикаментов. Их преждевременная кончина только убедит молодежь, мечтающую о небе, что такой выбор, мягко говоря, не самый лучший. А действующий летный состав — в том, что надо по возможности поскорее сбегать в зарубежные авиакомпании. Такой исход мы, кстати, уже повсеместно сейчас и наблюдаем.

Кто придет им на смену? Кто станет поднимать в небо российские авиалайнеры? Пилоты «иностранного разлива» из самых бедных стран СНГ. Ну, примерно, как в столичном городском автотранспорте. Где за баранками такси, маршруток и автобусов мы все чаще встречаем едва понимающих язык смуглых ребят. Нередко — с водительскими удостоверениями сомнительного происхождения.

Вот почему я призываю всех членов Президиума летного состава России, обратиться к самим нашим ветеранам с предложением поучаствовать в сборе средств на оплату квалифицированной юридической помощи для восстановления социальной справедливости в Конституционном суде. Рассчитывать на добровольное исправление ситуации со стороны авиационных властей — увы, уже не приходится.


Пенсионная система


Эксперт рассказал, можно ли получать пенсию в 50 тысяч рублей



В Пенсионном Фонде уточнили детали перевода пенсии при переезде



В России вырастут пенсии работающих пенсионеров



В Минюсте объяснили поправки о передаче конфискованных денег в Пенсионный фонд


Все материалы по теме (1279)