Коронавирус не убил перевалку сухих грузов в российских морских портах - «Новости дня»

Коронавирус не убил перевалку сухих грузов в российских морских портах - «Новости дня»

Динамика перевалки сухих грузов в российских морских в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка.

По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, она составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Примерно на той же отметке темпы роста сохранятся и в марте текущего года. Возможен даже прирост в пределах 0,1–0,3 п. п.



Стивидоры не паникуют
Напомним, что на 33-й конференции АСОП, которая состоялась 24 марта 2020 года в Санкт-Петербурге, сообщалось, что по итогам прошлого года обработка сухогрузов составила 376 млн т (-3% к 2018 г.).
Спад образовался, судя по предоставленным данным, в основном из-за введения в строй автомобильной части Крымского моста. Это привело к падению каботажа Керченской переправы и обработки сухих грузов в морских портах, ранее поддерживающих морское сообщение с Крымом.
Кроме того, свою роль сыграло замедление динамики погрузки на сети РЖД, которое наблюдалось в II полугодии 2019-го. Спад продолжился и в январе – феврале текущего года.
В марте, как ожидают эксперты, сохранится отрицательная динамика. Однако если в первой половине месяца уход в минус оценивали в пределах до 7%, то во второй наметилось некоторое улучшение. Оно вывело погрузку на уровень -3% к аналогичному периоду прошлого года, сообщил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.
Итоговую динамику определят последние 5 дней марта. Но прогнозы достаточно волатильные из-за того, что грузоотправители меняют планы погрузки в зависимости от конъюнктуры. Может сработать как пессимистический, так и оптимистический сценарий. Правда, шансы в сторону улучшения оцениваются выше, чем в сторону ухудшения. В таком случае сохранится минус около 3%.
Вместе с тем эксперты указывают на сохранение в марте на уровне, близком к прошлогоднему, динамики погрузки на сети РЖД в сторону морских портов РФ. Грузы едут, как отметили в АО «Морцентр ТЭК».
Однако сейчас в положительной зоне динамику перевалки сухих грузов удерживают в значительной мере благодаря автоперевозчикам. В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает минусовать (в пределах -12%).
Дальневосточный бассейн сохранил перспективу роста

Что касается Дальневосточного бассейна, то здесь прогнозы остаются волатильными. По итогам марта 2020 года перевалка сухих грузов ожидается не хуже, а скорее всего – несколько лучше, чем в январе – феврале, когда составила +1%. Рост возможен в пределах от 1 до 2%.
Это объясняется оживлением производства в Китае. «Страны ЕС также выходят из спячки», – уточнил П. Иванкин.
«Китай ввел беспрецедентные меры, остановив промышленное производство ввиду эпидемии. Все экономики проводят вынужденный тест на то, могут ли они жить без Китая, и на то, как расти в период рецессий. В каком-то смысле происходит сдвиг в сторону внутренней торговли. Идет и вынужденная проверка новых стратегий государств», – добавил председатель правления альянса Асех Мирослав Золотарев.
И этот тест показывает, что несмотря на сбои в логистике склады в странах ЕС в марте текущего года остались заполненными на 50–60% от обычного уровня, характерного для хабов на маршрутах глобальных грузопотоков. Ожидалось, что они практически опустеют. Однако ограничение мобильности населения и резкое снижение потребления в странах ЕС из-за режима самоизоляции позволило сохранить складские запасы на приемлемом для мировой торговли уровне.
Глобальные уязвимости
По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме. Вместе с тем представители судовладельцев предупредили, что сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок, считают в Международной морской организации и Международном союзе автомобильного транспорта.
В качестве ответа на эти уязвимости ожидается диверсификация логистики. В этом плане достаточно оперативно отреагировали в РФ. «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию. Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем и срочного поиска новых партнеров», – рассказал директор департамента Nawinia (входит в альянс Асех) Богдан Бутырев.
Подобные рокировки, кстати сказать, позволили стабилизировать перевалку сухих грузов в морских портах РФ в 2020 году. Стивидоры, в свою очередь, достаточно гибко реагируют на волатильность конъюнктуры рынка и логистики.