Трансформация внешнеполитической стратегии США: Deep State пытается изменить курс Вашингтона
Неожиданному визиту на Тайвань третьего высшего лица США – Ненси Пелоси – было уделено очень много внимания. Естественно, это серьезно меняет ход взаимоотношений между Китаем и США. Однако нас интересует, как эта ситуация отразится на России, и я предлагаю рассмотреть этот вопрос в призме внутриполитической борьбы в США.
Для начала следует вспомнить, что в ходе предвыборной кампании будущий президент США Джо Байден очень скептически отзывался о Китае, как конкуренте США. «Они не собираются есть наш обед», пояснял Байден. Это очень контрастировало с «тарифной войной», которую устроил Китаю Дональд Трамп.
После избрания Байдена в январе 2021 года, ещё публично велась дискуссия о стратегии США в отношении Китая, в рамках которой можно отделить Си Цзиньпина от КПК и настраивать диалог с другими представителями КПК. В январе – феврале 2021 года товарооборот между США и Китаем резко вырос на 81,3%. Байден отменил ряд дискриминационных решений предыдущего президента в отношении Китая, а самое главное, закрыл расследование Госдепартамента по утечке COVID-19 из китайской лаборатории в Ухане.
Однако 19 мая 2021 появилась информация о том, что спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси призвала международное сообщество объявить дипломатический бойкот Зимним Олимпийским играм 2022 года, которые принимает Китай. 27 мая профильные чиновники Белого дома: заместитель помощника Президента и координатор по делам Индо-Тихоокеанского региона, член Совета национальной безопасности (СНБ) США Курт Кэмпбелл и специальный помощник Президента и старший директор отдела СНБ по Китаю и Тайваню Лаура Розенбергер выступили на конференции, посвящённой новому этапу в американо-китайских отношениях.
Чиновники заявили, что основная история 21-го века будет написана в Азии, и впервые США кардинально переносят свою стратегическую направленность, экономические интересы и военную мощь на Индо-Тихоокеанский регион. По их мнению, период в политике США в отношении Китая, который описывался как «вовлеченность», подошел к концу, доминирующей парадигмой будет конкуренция держав, которую США постараются удержать в мирном русле, но силовой вариант не исключается.
История дипломатических переговоров Госдепа США под руководством Энтони Блинкена с китайской стороной с самого начала, с мартовского саммита 2021 года на Аляске, идет чередой скандалов. Переговоры представителей МИД Китая и Госдепа США в июле 2021 г. подтвердили китайскую позицию в том, что «идти и жевать жвачку» с ними не получится.
Исходя из китайских источников, МИД Китая требовал пересмотреть позицию США по всему комплексу вопросов и только после этого был готов предпринимать встречные шаги. США, в свою очередь, настаивали на взаимодействии по узкому перечню проблем, сохраняя свою стратегию «конкуренции и сдерживания» Китая.
Визит спецпосланника президента США по климату Джона Керри с 31 августа по 3 сентября в Китай потерпел полное фиаско, так как Керри не только не смог решить поставленных перед ним задач, но и был унижен китайской стороной. Представители МИД Китая общались с ним только по видеосвязи, послав на личную встречу с бывшим госсекретарем США своего «младшего чиновника».
Обосновывалось всё это карантинными мероприятиями, хотя таких проблем у китайского МИДа не было, когда руководство ведомства лично встречались с делегацией талибов (организация запрещена в России) всего несколькими неделями ранее.
Последний, пятый на текущий момент, звонок американского президента китайскому руководителю также не имел успеха, хотя речь заходила и о возможной встрече лидеров США и Китая. В ходе разговора со стороны Пекина прозвучала скрытая угроза, как писало Politico: “Те, кто играет с огнем, погибнут от этого”. Конечно, речь шла о вероятном визите Пелоси на Тайвань.
Впоследствии, из публикации в Bloomberg мы узнаем, что после того, как Белому дому не удалось отговорить Пелоси от полета на Тайвань, он тайно проводил закрытые переговоры и консультации с китайской стороной, заранее пытаясь подготовиться к снижению ущерба от её визита, который, в конечном счете, американской стороной был подан как неофициальный.
Подробности о визите тщательно скрывались командой Пелоси даже от конгрессменов. Сопровождающие не знали полного маршрута поездки до того момента, как делегация села в самолет. Официально целью поездки были озвучены Малайзия, Южная Корея и Япония.
Думаю, стоит отметить, что глава Госдепа Энтони Блинкен не высказывался против поездки Пелоси на Тайвань. Выступая в ООН, Блинкен пояснял, что решение посетить Тайвань, было принято Пелоси самостоятельно, так как «Конгресс является независимой, равноправной ветвью власти». «Решение полностью принадлежит спикеру».
Многие в США подметили, что этот скандальный визит трудно объяснить с точки зрения логики. Так в одной из публикаций The New York Times указывается, что Байден и его советник по национальной безопасности Джейк Салливан провели серию встреч с руководством Китая, умоляя Пекин не вмешиваться в конфликт на Украине и не оказывать военную помощь России, а визит Пелоси обнуляет все эти усилия.
Байден, высказавшись, что «это плохая идея», не позвонил Пелоси напрямую и не попросил ее не ехать, по-видимому, беспокоясь, что он будет выглядеть мягко по отношению к Китаю, оставляя республиканцам возможность напасть на него до промежуточных выборов, говорится в материале.
«То, что президент-демократ не может удержать спикера Палаты представителей от участия в дипломатическом маневре, который вся его команда по национальной безопасности от директора ЦРУ, до председателя Объединенного комитета начальников штабов, сочла неразумным, является показателем нашей политической дисфункции», — делается вывод в статье.
Да, при анализе ситуации многие упускают этот, на первый взгляд, очевидный момент. Вопрос взаимоотношений, а, возможно, «войны и мира» США и Китая определяет третье лицо в американской иерархии, и никто ничего не может с этим поделать, а может и не хочет.
Однако, в первую очередь, следует отметить, насколько упал политический вес американского президента на текущий момент, что он даже не в состоянии определять внешнеполитический курс своей страны. Как указывалось в прогностическом материале РУССТРАТ от 8 января 2022 года «Глобальные тренды и вызовы для России в 2022 году«, неудачи Байдена во внутренней политике будут приводить к утрате авторитета для проведения внешней политики, что дает поле для маневра «ястребам» от демпартии и «deep state».
В том же материале указывалось, что условные «ястребы» представлены старой концепцией лидерства США, озвученной Блинкеном, в то время, как «голуби» в лице советника Салливана предлагали более гибкий подход адаптации США к меняющимся мировым реалиям.
Исходя из этого подхода, цели данной поездки Пелоси на Тайвань вырисовываются вполне определенные. И это вовсе не повод для консолидации союзников США против Китая, так как ни одна страна Восточной Азии не высказалась с осуждением ответных действий Китая после провокации, кроме Японии, которая присоединилась к заявлению стран G7. Предыдущие визиты руководства США по странам Восточной Азии показывали, что их зависимость от Китая слишком велика, чтобы они объединились в антикитайский союз во главе США.
Даже Южная Корея, которая имеет договора в области обороны с США, попыталась дистанцироваться от ситуации с Пелоси. Помощник президента этой страны хоть и приветствовал запланированный визит Пелоси, однако заявил о озабоченности Сеула необходимостью обеспечения «регионального мира и стабильности посредством диалога и сотрудничества», когда его попросили прокомментировать возобновившиеся китайско-американские трения по Тайваню.
Все кто ждет победы переходим на сайт