ВВС США продолжают испытания авиабомб Quicksink
Сброс бомбы Quicksink в ходе недавних испытаний
Военно-воздушные силы США продолжают испытания перспективной управляемой авиабомбы Quicksink. Это изделие разработано на базе одного из серийных боеприпасов и предназначается для поражения различных надводных целей. В ходе испытаний проверяется работа новых компонентов и устройств, взаимодействие с самолётом-носителем и общая эффективность такого оружия.
Новый тест
Новое испытание изделия Quicksink («Быстрое затопление») прошло в первых числах сентября. Учебно-боевой вылет самолёта-носителя и поражение учебной цели состоялись 3 сентября. Через несколько дней ВВС отчитались о проведённом мероприятии, раскрыли некоторые его подробности и опубликовали интересные фотографии.
Тест бомбы доверили 53-му авиакрылу в лице экипажа одного из бомбардировщиков B-2A и технического состава. 3 сентября стратегический бомбардировщик совершил взлёт с авиабазы Уайтмен на территории США и отправился в сторону Норвежского моря. На его борту имелась авиабомба «Куиксинк», выполненная на основе изделия GBU-31/B JDAM.
Над заданной акваторией американский бомбардировщик встретили норвежские истребители F-35A. Вместе самолёты вышли в район нахождения учебной цели. При этом отработали вопросы международного взаимодействия при организации вылетов, в т.ч. с боевой работой по надводным целям.
Подготовка к испытаниям
В указанном районе B-2A сбросил управляемую бомбу. Как сообщается, она обнаружила судно-мишень, навелась на него и поразила прямым попаданием. К сожалению, наиболее интересные сведения, такие как тип и особенности мишени, воздействие на него бомбы и т.д., не раскрываются.
Новое испытание авиабомбы Quicksink назвали успешным. Оно в очередной раз продемонстрировало характеристики и возможности этого боеприпаса и позволяет продолжать работы. В перспективе текущий проект завершится принятием бомбы на вооружение ВВС.
Кроме того, на недавних испытаниях бомбардировщик B-2A вновь подтвердил свой потенциал. Он показал возможность скрытного выхода на удалённые рубежи применения оружия и показал гибкость в выборе боекомплекта. Также отмечается, что теперь самолёт способен эффективно бороться с кораблями противника.
Серия испытаний
Необходимо напомнить, что проект «Куиксинк» стартовал не позднее 2020-21 гг. Им занималась Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) с привлечением ряда коммерческих подрядчиков. Целью проекта был поиск новых способов борьбы с надводными целями. Планировалось найти или создать боеприпасы, способные решать такие задачи с минимальными затратами. По сути, это был поиск альтернативы полноценным противокорабельным ракетам, эффективным, но дорогим.
В середине 2021 г. AFRL изготовила опытные авиабомбы нового типа. По известным данным, их построили на основе серийных изделий GBU-31/B JDAM. Эти бомбы дополнили новыми приборами, которые обеспечивали поиск подвижных целей и наведение на них.
Головная часть бомбы с блоком наведения
В августе 2021 г. состоялись первые тестовые сбросы. Опытными носителями бомб Quicksink стали истребители-бомбардировщики F-15E из состава 85-й испытательно-оценочной эскадрильи 53-го авиакрыла. Сообщалось об успешном поражении всех намеченных мишеней. Следует отметить, что бомбы для этих испытаний существенно отличались от используемых в настоящее время.
В июле 2024 г. бомбы нового типа впервые использовали в учениях ВМС. В рамках манёвров RIMPAC изделия Quicksink применил бомбардировщик B-2A. Целью для удара стал списанный универсальный десантный корабль водоизмещением ок. 40 тыс. т. Несколько бомб отправили корабль на дно. При этом была показана совместимость противокорабельной бомбы с дальними бомбардировщиками, а также её способность поражать и уничтожать крупные цели.
В начале июня 2025 г. бомбардировщик B-2A вновь стал опытным носителем изделий Quicksink. На этот раз использовались бомбы меньшего калибра, выполненные на основе изделия GBU-38 JDAM. Несмотря на иные характеристики, такие боеприпасы тоже справились с поражением намеченных целей.
Технический облик
Проект Quicksink предусматривает модернизацию и доработку существующих авиабомб серии JDAM с целью появления новых боевых возможностей. Разработан новый комплект дополнительных средств, которые обеспечивают самостоятельный поиск стационарной или подвижной надводной цели, а также наведение на неё.
Как показывают опубликованные фото, комплект «Куиксинк» включает три основных модуля. Первый — блок головки самонаведения. Он выполнен в коническом корпусе со сферической головной частью и монтируется на носовом обтекателе бомбы. Также имеется конический хвостовой блок с рулями. На центральной части бомбы, между двумя блоками, устанавливается цилиндрический агрегат с аэродинамическими гребнями и гаргротами для кабелей.
Хвостовой модуль с рулями
Три модуля устанавливаются на имеющуюся боевую часть неуправляемой авиабомбы, после чего она становится противокорабельным боеприпасом. Судя по маркировке, модули Quicksink несовместимы с компонентами комплекта JDAM.
AFRL пока не раскрывала точный состав и принципы работы нового комплекта. Внешний вид головного агрегата «Куиксинк» указывает на использование инфракрасной головки самонаведения. Такой прибор способен уверенно засекать и брать на сопровождение цель типа «корабль» с расстояния не менее нескольких километров. Кроме того, должна сохраниться спутниковая или инерциальная навигация для выхода в район цели перед включением ИКГСН.
Известно о существовании двух вариантов Quicksink, отличающихся друг от друга размерами агрегатов. Первый предназначается для бомб калибром 2000 фунтов (914 кг), а второй позволяет делать боеприпасы калибра 500 фунтов (227 кг). Очевидно, что комплект поддаётся масштабированию, и результатом этого станут новые его версии для бомб иных габаритов и массы.
Боевые качества бомбы Quicksink зависят от используемой боевой части. В обоих известных случаях речь идёт об осколочно-фугасных изделиях. Разгоняясь в полёте и падении, они способны пробивать металлические конструкции кораблей, а также наносить серьёзный урон взрывом.
В рамках испытаний была показана совместимость новой серии бомб с тактической и дальней авиацией ВВС США. При этом более тяжёлый вариант боеприпаса могут нести как истребители F-15E, так и бомбардировщики B-2A. Этот факт показывает большую гибкость применения нового оружия и соответствующие преимущества боевого характера.
Опытное изделие Quicksink на испытаниях 2021 г. На бомбе отсутствует головной блок с ГСН
Экономия и эффективность
На вооружении ВВС США стоит целый ряд специализированных противокорабельных ракет. Они имеют высокие тактико-технические характеристики и показывают высокий потенциал при применении по типовым целям. В то же время, такое оружие отличается высокой стоимостью. Например, современная ПКР AGM-158C LRASM стоит ок. 3,25 млн долларов.
Более дешёвой, но тоже эффективной альтернативой полноценным ПКР выглядят управляемые бомбы, в т.ч. планирующие. Такие изделия, в зависимости от модели, стоят не более сотен тысяч долларов за штуку. Однако существующие авиабомбы не в полной мере соответствуют задачам борьбы с надводными целями.
Так, боеприпасы серии JDAM наводятся по заранее введённым координатам цели. Из-за этого они не могут работать по подвижным объектам, таким как корабли. Существующие бомбы с полуактивным лазерным наведением по типу GBU-24/B Paveway тоже не подходят для противокорабельного применения.
Оптимальным выходом из такой ситуации посчитали создание нового управляемого боеприпаса. В проекте Quicksink удалось сохранить простоту и дешевизну авиабомбы, а также добавить к ней полноценное самонаведение, дающее возможность работы по подвижным целям. Кроме того, важным преимуществом стало использование готовых боевых частей.
Работоспособность и могущество двух боеприпасов такого рода уже была показана в ходе испытаний. Бомбы «Куиксинк» калибра 500 и 2000 фунтов применялись тактической и дальней авиацией и успешно поражали учебные цели. Это демонстрирует общий успех проекта и достигнутые результаты. Теперь можно ожидать, что перспективные бомбы вновь будут появляться на испытаниях и учениях, и в обозримом будущем поступят на вооружение.
- Кирилл Рябов
- Минобороны США, Минобороны Норвегии
Обсудим?
Смотрите также: