Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Не спешите хоронить «Шквал», он может оторвать «Дракону» крылья
Эксклюзив

Не спешите хоронить «Шквал», он может оторвать «Дракону» крылья

156
Не спешите хоронить «Шквал», он может оторвать «Дракону» крылья

Удивительно, но некий полуфантастический шабаш в мировых СМИ продолжается. Наверное, если бы военные действия сами собой (или почти сами собой) не прекратились, то Пакистан бы выиграл. На бумаге. Потому что истребители JF-17 ВВС Пакистана – верх совершенства, а «Рафали» ВВС Индии – ни на что не годный хлам.

Примерно то же говорится и в отношении ракет. PL-15 – это ракета победы, а «Метеор» – ну так себе штуковина.
Больше других витийствуют американские коллеги, причем даже те, кто славился выдержанностью и спокойствием в оценках. Так что фамилий мы называть не будем, незачем, а вот цитат будет более чем достаточно.

«7 мая ВВС Индии начали операцию «Синдур», нацеленную на полигоны, используемые боевиками в Пакистане. Несмотря на использование ультрасовременных истребителей Dassault Rafale и современных ракет, фотографические свидетельства указывают на то, что ВВС Пакистана сбили несколько индийских самолетов, включая по крайней мере один Rafale, без подтвержденных потерь».

Неплохой старт, не так ли? Мы здесь, в России, как-то вот упустили момент, когда «Рафаль» стал ультрасовременным самолетом, так что понимание этого придется догонять. Если получится, конечно.


Но давайте отвлечемся и поговорим о стратегии, а потом уже перейдем к самолетам.

Итак, у нас сошлись в драке Индия и Пакистан. Не в первый и точно не в последний раз.


Индия собиралась в очередной раз врезать по щам террористам из «Фронта сопротивления», которые, отпочковавшись от такой известной и уважаемой в террористическом мире организации, как «Лашкар-е-Тайба» (к созданию которой приложил руки и доллары теперь уже покойный, к удовольствию многих, Усама бен Ладен), с 2019 года занимаются в основном убийствами мирного населения в Джамму и Кашмире, хотя и выстрелить в спину представителю власти тоже запросто могут.


«Лашкар-е-Тайба» — это очень большая организация, родившаяся в реально далеком 1990 году. Идеология — салафитский джихадизм (перевожу — отмороженные наглухо ребятки), более 300 000 активных членов организации на Ближнем Востоке и в Азии, активное военное крыло около 10 000 человек по сведениям индийских спецслужб. В ближайших союзниках «Аль-Каида», «Союз исламского джихада» и другие, не менее известные организации подобного толка.

Вот, собственно, кого хотели прищучить индийские военные. Почему? Причиной стал теракт 22 апреля, когда четыре террориста расстреляли автобус с туристами, убив 26 человек (25 индийцев и 1 гражданин Непала). Вот если смотреть с нашей колокольни – предлог более чем. Действительно, надо было врезать, да так, чтобы кровавые брызги по сторонам полетели.

Относительно целей и задач своих операций Индия и Пакистан молчат. Точнее, Пакистан рассказывает сказочки о четырех сбитых «Рафалях» и одном «Мираж 2000», но предъявляет останки только одного самолета. Причем, немаловажно, это первый поступивший на вооружение ВВС Индии «Рафаль». Остальные самолеты упали где-то в горах, вне видения спутниками и так далее.

Индия о своих победах молчала, что в целом для военных этой страны нехарактерно. Всё, что удалось извлечь из инфопространства страны, это то, что российские С-400 показали себя настолько хорошо, что на самом высоком уровне поставлен вопрос о приобретении дополнительной партии, причем каких-то несусветных масштабов. Впрочем, это отношения к делу не имеет.


Второй момент, который был тихонько озвучен, – это то, что задачи операции «Синдур» были выполнены. Какими были эти задачи – тишина. Но есть информация о том, кто выполнял эти задачи. Су-30МКИ с ракетами «БраМос».


Многое становится понятно. «БраМос» — противокорабельная ракета, но сегодня понятие специализации несколько размыто. Зенитные ракеты ЗРК С-200 запросто направляли на наземные объекты, ракеты ЗРК «ОСА-АКМ» летели в катера, а противокорабельные ракеты вполне нормально так находили и поражали цели на берегу.

Да что там, современной ПКР поразить наземную цель даже проще: она не маневрирует и не отстреливается. «Ониксы» (кстати, родственники «БраМос») прекрасно продемонстрировали свою универсальность на Украине.

Так что отправить для выполнения главной задачи Су-30МКИ с «Брамосами» — вполне так нормальное решение.


Стоит, кстати, обратить внимание, что «Сушки» вообще не упоминаются в рапортах и отчетах того боя. Полное впечатление, что «великая битва» 125 самолетов прошла без их участия.

И вот какой у нас получается расклад: какое-то количество Су-30МКИ с «Брамосами» летит выполнять главную задачу операции. Какое-то количество Су-30МКИ прикрывает, ибо «Брамос» — штука увесистая и большая. С ней особо не потанцуешь под ракетами противника.

А вот весь остальной неликвид, все эти «Ягуары», «Теджасы», «Миражи» во главе с «Рафалями» были отправлены на отвлекающий маневр.
Что интересно, не нашел ни одного упоминания о том, что пакистанские F-16 принимали участие в этой зарубе. Там тоже в бой пошли «одни старики»: древние «Ченгду» J-7, «Миражи» (еще более древние, чем у Индии) и в качестве забивал – JF-17.

И вот всё это небесное великолепие висело над своими территориями и время от времени пускало ракеты в сторону противника. И не попадало, потому что стрельба (если это красочное шоу можно так назвать) велась с максимальных дистанций, что, собственно, доказывается большим количеством ракет разных производителей, которые теперь собирают по лесам обе стороны сражения.


А пока всё это сборище жгло керосин и пускало ракеты (то есть приговаривало военные бюджеты, поскольку ценность этого шоу более чем сомнительная), Су-30МКИ куда-то запустили свои «БраМосы». Видимо, попали туда, куда планировали, потому что дальше стороны разошлись. Массовку приземлили в стиле «всем спасибо, все свободны».

Да, кто-то прибил один «Рафаль». 1/125 участвовавших в этом мероприятии. Пакистан выиграл?

Тут все просто или не знают, или забывают вот о какой штуке: самый страшный урон Пакистан мог понести именно когда Индия разорвала договор о водах Инда и закрыла шлюзы. То, что сделали уроды из Киева, перекрыв Днепровский канал и прекратив поставку воды в Крым, — это мелочь в сравнении с тем, что могут сделать индусы. А они просто могут задушить весь Пакистан, причем просто перекрыв шлюзы с водой. Что они и сделали в этот раз.


Согласно договору о воде Инда, Пакистан имеет исключительное право пользоваться водами трёх западных рек: собственно Инда, Джелама и Чинаба. Договор стал результатом опасений Пакистана, связанных с тем, что, поскольку истоки реки Инд находятся на территории Индии, этот факт может позволить её правительству создать засуху и голод во время потенциальной войны с Пакистаном. Тем не менее Индия не нарушала договор ни в одном из конфликтов с Пакистаном, однако приостановила его действие после теракта, совершённого 23 апреля 2025 года, и демонстративно перекрыла шлюзы.

Знаете, тут можно и десять «Рафалей» потерять. Отсутствие воды в системе аграрного Пакистана нанесет такой ущерб, что реально надо будет за ядерную дубину браться. А потом шлюзы можно открыть... В общем, мы знаем, чем всё это заканчивается.

И после нанесения своих ударов, через некоторое время (которое, видимо, было необходимо для анализа), индийцы открывают шлюзы, отменяют боевую тревогу, мир, дружба, танцы.

Как-то не очень похоже на действия в случае поражения. Скорее, наоборот.

В общем, таким длинным вступлением в первую очередь я хотел сказать, что говорить, что победу одержал Пакистан, — глупо. Особенно для наших попугайчиков, повторяющих за американцами. Американцам можно, сами понимаете, какие с них взятки?

Спасибо за терпение, теперь переходим к самолетам.

И еще одна цитата американского коллеги Себастьена:
«Ключом к успеху Пакистана были поставленные Китаем реактивные самолеты J-10CE и JF-17, мощные ракеты PL-15 и самолеты системы АВАКС шведского производства Erieye. В отличие от прошлых учений, таких как Cope India, это сражение продемонстрировало сетевую войну в реальном мире, подчеркнув эффективность ракет за пределами видимости и координацию системы АВАКС».

Начнем с АВАКС.


Erieye – очень хорошая система, тут спорить не о чем. Разработка фирмы Saab, антенна с фазированной решеткой, дальность обнаружения цели типа «истребитель» – 300-350 км.

Всё хорошо, проблема в том, что у индусов АВАКС ничуть не хуже. Их столько же, сколько и у Пакистана, но размещаются они не на самолетах Saab, а на бразильских Embraer EMB-145I Netra и российских Ил-76. А «потроха» у индийских АВАКС израильские.


IAI Phalcon – это почти аналог американской системы, устанавливаемой на самолет Е-3 «Сентри», но с функцией командного пункта. Ничуть не хуже шведской разработки, а возможно, что в чем-то и лучше. Но истребители «видит» с тех же 350 км.

Так что говорить о том, что шведские самолеты ДРЛОиУ — залог победы… несколько необоснованно.

Но даже американцы признают, что дальнобойные ракеты с индийских самолетов были запущены ещё в воздушном пространстве Индии и успешно поразили наземные цели в Пакистане.

А дальше началась пропагандистская вакханалия.

Различить реальные снимки с места событий среди потока пропаганды, которая включала намеренную дезинформацию и выдавала фотографии прошлых катастроф за текущие события, оказалось на удивление сложно. Но в конце концов обломки, найденные возле Батинды, показали, что ВВС Индии потеряли Rafale BS-001 — первую модель Rafale, поставленную в Индию, и первую, потерянную в бою.
Остальной информационный хлам типа фото брошенных частей катапультируемого кресла К-36ДМ российского производства при полном отсутствии каких-либо других частей самолета и с подписью, что «пилот не смог катапультироваться», оставим на совести тех, кто делал всё это.

Истребители



Сегодня весь мир щебечет на тему того, какая лютая дрянь «Рафаль» и насколько хорош «Тандер», который JF-17 Thunder Block III. И всё потому, что одна ракета китайского производства попала в истребитель французского. Так сказать, торжество идеологии Востока над Западом.

Однако нет никаких сведений о том, СКОЛЬКО ракет PL-15 выпустили пакистанские летчики. Пока их части собирают по горным лесам, демонстрируют прессе, но это всё так, разговоры в пользу нищих.
Здесь надо понимать, что если летчики JF-17 выпустили 10 ракет, то да, ракета просто супер. Если 50 – уже стоит призадуматься, а если 100? Мы не знаем точно, сколько в том бою было в небе JF-17. Мы не знаем, сколько они выпустили ракет. Но попала одна. Вопрос только в том, какая эффективность: 1/30 или 1/50. Но в любом случае, конечно, уничтоженный самолет – это уничтоженный самолет. И даже если стоимость ракет равна стоимости самолета – уже неплохо.

То же самое в отношении индийских «Рафалей». Данные о том, сколько их было и сколько они выпустили «Метеоров», отсутствуют. Думаю, что не так много, как китайских, не стоит забывать, что один «Метеор» — это один миллион евро. Конечно, если вспомнить, что один «Рафаль» обошелся Индии в 240 миллионов долларов, то, в общем, и не так много на его фоне, но тем не менее — дорогое удовольствие.


Если смотреть как на испытание в боевой обстановке — ну, мы давно разобрали, что в ИК-диапазоне ПВРД просто орет на все окрестности «Я лечу!», потому начать маневры уклонения время есть. Кроме того, дальность полета «Метеора» далеко не прелестная. Я бы сказал, что эта ракета скорее среднего радиуса действия, чем большого. 100-110 км сегодня — это средняя дистанция, а в том бою самолеты находились и на больших расстояниях.

Получается, что экспортный вариант PL-15 долетел, а «Метеор» — нет. Что ж, повод поговорить с Россией относительно Р-37МЭ. И забыть про головную боль насовсем.

«Рафаль»… Нет, назвать его плохим самолетом язык не поворачивается. Твердый он середнячок, с хорошим набором качественной электроники, с весьма неплохими летными данными: быстрый, летит далеко и всё в таком духе. Набор вооружения вполне себе, по крайней мере, стандартный набор истребителей НАТО присутствует.


Двигатели бы ему как у Су-30 – вообще был бы огонь-самолет.
Что с JF-17, который уже записали в «убийцы «Рафаля»? Ну, это самолет совершенно иного класса. Что-то типа шведского «Грифона»: небольшой, быстрый (хотя медленнее «Рафаля»), легкий. В два раза легче французского самолета и вооружения несет тоже примерно в два раза меньше.


Главная проблема «Неистового дракона», как ни странно, тоже двигатель! Это РД-93 КБ Климова, доработанный под требования китайцев РД-33. Ну да, тот самый, что стоял на МиГ-29. Если еще припомнить, что исходником для JF-17 послужил JF-7, то есть МиГ-21, доработанный при помощи КБ Микояна, то в общем получается, что JF-17 – это планер МиГ-21 с изменениями в аэродинамике и двигатель от МиГ-29.

Конечно, РД-93 — это намного лучше, чем любой из китайского семейства WS, но двигатель из 70-х годов прошлого столетия. Когда об экономичности не сильно задумывались в богатейшей стране, а управляемый вектор тяги был фантастикой.

С БРЭО у JF-17 тоже «порядок». Список фирм-производителей оборудования внушает уважение, но что конкретно стоит в пакистанских самолетах – тайна великая есть, видимо, может от партии к партии изменяться.


Может ли «Дракон» смертельно вмазать «Шквалу» (который «Рафаль»)? Запросто. Особенно если принять во внимание тот факт, что ракета PL-15 летит чуть ли не на 50 км дальше «Метеора». Ну и вопрос удачи, настолько, насколько возможно.

Здесь еще стоит учитывать вот какой нюанс: «прилетанность» индийских летчиков к «Рафалю». На уровне предположения: индийские ВВС получили первые «Рафали» в 2020 году. Три двухместных и два одноместных. Как известно, вместо 126 самолетов закупили 36. Уголовные дела и прочие танцы – всё говорит о том, что продолжения концерта не будет.

Можно ли за пять лет подготовить летчиков? Конечно. Даже в такой стране, как Индия. В качестве гипотезы: на «Рафали» были назначены не лучшие индийские летчики. А смысл посылать лучших, если для индийских ВВС «Рафаль» — тупиковая ветвь развития? Новых самолетов не будет, модернизации — дорогое удовольствие, скорее всего, как и древние «Миражи», «Рафали» будут прозябать на третьих ролях, потому что для первых и вторых есть Его Величество Су-30МКИ.
Вот и предположение, что в кабине «Рафаля» сидел не очень качественный пилот, который просто не смог использовать все возможности самолета в плане обороны от ракеты. Знаете, со 100 с лишним километров получить ракетой — это как в хоккее с синей линии бросок пропустить. Постараться надо.
Пакистан начал обновлять свой авиапарк за счет китайских J-10CE и FC-1/JF-17 примерно в то же время, так что, если закрыть глаза на то, сколько времени ВВС Индии эксплуатирует Су-30МКИ, можно сказать, что в плане подготовки летчиков работе на импортной технике страны приблизительно равны.
Но обе стороны в основном используют технику своего производства. Да, Су-30МКИ собирается в Индии, но не на 100%, чтобы там индусы ни говорили. То же самое и с JF-17. И да, каждая страна имеет еще что-то импортное, не совсем понятно зачем. Пакистан – F-16, Индия купила «Рафали». В небольшом таком количестве. И у каждой из сторон (особенно у Пакистана) полно французского авиахлама родом из 60-х годов прошлого столетия в виде различных «Миражей».

Так что потеря одного из самолетов второго сорта реально не так и важна, если выполнена основная боевая задача. Вообще всё, что последовало за атакой индусами баз террористов, больше было похоже на войну «по инерции» и апробацию новых систем вооружения.

Пакистан бросил в бой свои J-10 и JF-17 (а J-10 — это более серьезный самолет, чем JF-17), испытал новые ракеты. Успешно. Плюс 300 беспилотников Songar турецкого производства, которые были отправлены в сторону Индии. И да, HQ-9, зенитно-ракетная система китайского производства, тоже была проверена в деле.

Индия. Тут понятно, «Рафаль», «Метеор», израильские БПЛА Harops-2 (запустили в Пакистан 120 штук) и российские ЗРК С-400. Тоже вполне неплохой набор, надо сказать.

Пока что ни одна из сторон, похоже, не стремится к более масштабным рейдам с использованием пилотируемых самолётов. Расходы на беспилотники имеют гораздо меньшее политическое значение, чем потеря дорогостоящих истребителей, в которые вложено национальное достоинство и в которых находятся люди. Так что — разведка боем, и пусть беспилотники ищут уязвимые места в противовоздушной обороне.

Да, каждая из сторон уверена, что одержала успех в этой войне. На стороне Пакистана радуются успехам JF-17 и PL-15, очень сильно молчат про HQ-9. Индусы нахваливают и заказывают С-400 (ну да, что говорить, ЗРК прекрасный просто) и молчат насчет «Метеоров» и «Рафалей».

В общем, для непонятного скоротечного конфликта всё очень даже логично.

Впрочем, позволю себе угостить вас еще одной цитатой одного весьма уважаемого (кто не уважает — попробуйте сказать лучше) исторического персонажа. Я бы сказал — цитата сверхуниверсальная, применима не только к данной ситуации, но и ко многим подобным.

«Но успехи имеют и свою теневую сторону, особенно когда они достигаются сравнительно «легко», в порядке, так сказать, «неожиданности». Такие успехи иногда прививают дух самомнения и зазнайства: «Мы всё можем!», «Нам всё нипочём!». Они, эти успехи, нередко пьянят людей, причём у людей начинает кружиться голова от успехов, теряется чувство меры, теряется способность понимания действительности, появляется стремление переоценить свои силы и недооценить силы противника, появляются авантюристические попытки «в два счёта» разрешить все вопросы...»

Помните? Да, Иосиф Виссарионович Сталин, статья «Головокружение от успехов», опубликовано в газете «Правда» № 60 от 2 марта 1930 года.

Мысль-то просто прекрасно сформулирована: одна ракета, сбившая один самолет, — это совершенно не повод для восторгов на весь мир. Конечно, есть и исключения: С-75 сбивает U-2, С-125 роняет на землю F-117. Это повод. Самолеты, представлявшие на тот момент верх совершенства и технической мысли.

А когда рядовая ракета сбивает рядовой самолет… Это ни о чем. Наш Су-35 на две головы выше, лучше и сильнее «Рафаля», мы на Украине потеряли не один такой самолет в различных ситуациях, так что, все, Су-35 никуда не годится? Нет. Он как был кошмаром, летящим на крыльях, так и остался. Просто где-то сильнее оказались зенитчики, не дали ни одного шанса уйти. С самолетов ВСУ не был сбит ни один 35-й, это о чем-то да говорит!

Здесь такая же ситуация: да, надо внимательно понаблюдать китайские самолеты и сделать надлежащие выводы. J-10 – это весьма серьезная машина, но говорить о том, что ему «Рафаль» на один пуск – глупо. «Рафаль» из другого класса и со своими плюсами. И их не меньше, чем у китайского самолета, собранного пакистанскими руками.


Не стоит недооценивать противника по одному бою. Иначе действительно «Шквал» может очень неожиданно поотрывать крылья «Драконам».

Хотя, конечно, у ВВС Индии есть для этого более подходящий самолет. Без красивого названия, громкозвучащего, зато умеющий главное – выполнять поставленные боевые задачи.

Ну вы понимаете, о ком идет речь, уважаемые...
  • Роман Скоморохов
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт runews.su вы принимаете политику конфидициальности.
ОК