Мумифицированные собаки в Древнем Египте: домашние животные, жертвы или волки
Когда древние египтяне мумифицировали собак, каких именно собак они мумифицировали? Оказывается, некоторые из мумифицированных псовых были волками, согласно статье, опубликованной Коллин Брассард из Музея естественной истории в Париже вместе с коллегами в журнале Springer Journal of Archaeological and Anthropological Sciences.
Анализ костей выявил серого волка Ближнего Востока и золотого волка Африки, пишет команда. Их выводы основаны на трехмерном, основанном на ориентирах, геометрическом морфометрическом подходе, что означает, что они наметили форму черепов.
По словам ученых, это первый случай, когда серый волк был идентифицирован среди многих миллионов животных, мумифицированных египтянами.
Почему идентификация мумифицированных псовых древнего Египта долгое время была под вопросом? Потому что, как поясняют ученые, давно умершие собаки, как правило, выглядят одинаково.
Тривиально отличить череп бульдога от черепа волка. Не так просто отличить одну брахицефальную породу от другой. Можно легко отличить скелет таксы от немецкого дога, но если исключить физические крайности, вызванные преднамеренным разведением собак для функциональности или привлекательности, даже научные методы, такие как биометрический анализ (выявление уникальных характеристик), могут оказаться бесполезными.
Стоит добавить, что сегодняшние действительно экстремальные формы собачьей деформации, такие как вытянутая морда борзой, усеченные конечности таксы и почти все, что связано с бульдогом, в основном являются современным артефактом экстремальной селекции 18-го века.
Еще в Древнем Египте многие из миллионов животных, мумифицированных и посвященных божествам, были псовыми. Миллионы и миллионы собак были отправлены таким образом на тот свет. В 2015 году в катакомбах обширного некрополя Саккара было обнаружено огромное количество мумий животных (по оценкам, более 8 миллионов), большинство из которых были собаками. В катакомбах также находились мумифицированные кошки, мангусты, соколы и другие животные, сообщили исследователи в то время.
Поясняется, что катакомбы были связаны с храмом Анубиса, бога смерти с головой шакала. Считается, что в некоторых захоронениях собак на этом месте были заветные домашние животные, а некоторые были подобострастными подношениями божеству - возможно, это были продукты древних щенячьих фабрик, выращивающих корм для жертвоприношений.
Как бы то ни было, собак в Саккаре было предостаточно, и теперь ученые получили представление о том, какие виды там были, на основе тщательного трехмерного анализа черепов, которые не распались с течением времени и не превратились в современное удобрение.
Исследователи сравнили черепа умерших собак с черепами современных псовых, включая 38 различных домашних пород, диких собак (дворняг) и 157 диких псовых на Ближнем Востоке и в Африке, которые, вероятно, появились в Древнем Египте.
Затем они сравнили с этими данными 41 мумифицированный череп собаки. Неудивительно, что они идентифицировали «собак», но они также обнаружили присутствие африканских золотых волков и, впервые, ближневосточных серых волков.
Отдельная работа обнаружила присутствие и других мумифицированных псовых: более мелких – лисиц и шакалов.
Что касается собак, то, по крайней мере, некоторых из них в современную эпоху явно лелеяли так же, как некоторых дворняжек.
«Пес, который был охранником Его Величества. Его звали Абувтиув. Его Величество приказал, чтобы его похоронили, чтобы ему дали гроб», - гласит надпись для собаки фараона из 6-й династии Египта.
Abuwtiyuw - одно из самых ранних известных названий животных в исторических записях. Что означает его имя, неизвестно, но некоторые предполагают, что оно основано на звукоподражательной версии собачьего лая в Древнем Египте — ивив или абув.
Саид Абувтиюв отправился в загробный мир, окутанный тонким льняным полотном: фараон приказал сделать это, чтобы собака была удостоена чести перед Анубисом, согласно интерпретации перевода древнего текста.
Неизвестно, какой фараон так любил свою собаку: об этом не говорит надпись, которая была «перепрофилирована» в другой гробнице. Есть также предположения относительно породы Абувтиува, не в последнюю очередь потому, что его тело и могила так и не были найдены, только эта украденная надпись в 1935 году.
К тому времени, когда Абувтию жил и умер около 4280 лет назад, народы Ближнего Востока, включая египтян, разработали идеалы собачьей красоты и/или функциональности и создавали такие породы, как борзые (собаки с большим даром зрения), такие как салюки. Эти животные были уже на некотором расстоянии от источника всего этого – волка. Который тоже был найден в Саккаре, как сказано.
В Египте действительно были волки: генетические исследования показали, что египетский шакал не является подмножеством африканских золотых шакалов, а на самом деле является членом семейства серых волков, единственного в Африке. И при этом они не являются исключительно египетскими: эти маленькие псовые также встречаются в Эфиопии и, возможно, в других соседних странах.
В конце концов, споры о роли собак (и загадочных волков) в древнеегипетском обществе продолжаются. Символ? Вотивное предложение? Компаньон/слуга? Домашний питомец? Еда? Все вышеперечисленное?
Изображения собак появляются в гробницах и произведениях искусства, скульптурах и детских игрушках. Самое раннее известное свидетельство о домашних собаках в Египте датируется примерно 6500 лет назад, хотя за географическим углом фрагменты глиняной посуды с изображениями собак были найдены в Хузистане, Иран, 8000 лет назад. И это меркнет по сравнению с захоронениями в Израиле мужчины с двумя маленькими собаками 13 000 лет назад и женщины со щенком 12 000 лет назад. По предположению археологов, здесь могла быть замешана любовь.
Обсудим?
Смотрите также: