Крым выступил против дискриминации региона в Евразийском союзе
27 октября в Москве состоялся Деловой форум ЕАЭС «Интеграция»: новые возможности для расширения сотрудничества». На одной площадке встретились министры Евразийской экономической комиссии, представители госструктур и предприниматели стран ЕАЭС, а также эксперты. Какие вызовы и возможности для развития интеграции и ведения бизнеса обозначили участники на пленарной сессии, читайте в репортаже «Евразия.Эксперт».
По словам модератора Форума, министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева, с 2020 г. в ЕАЭС был начат новый этап интеграции, поскольку страны приступили к реализации стратегических направлений развития Союза до 2025 г. Он также отметил, что Евразийская комиссия существенно продвинулась в эффективности своего функционала в наднациональном регулировании, но при этом остаются направления работы, которые требуют совершенствования. Кроме того, Основные ориентиры макроэкономической политики ЕАЭС на 2021-2022 гг., утвержденные главами государств ЕАЭС, поставили сложную задачу экономического роста в 5% в год.
В ходе форума обсуждались совместные меры ЕАЭС по преодолению экономических последствий коронакризиса, промышленная кооперация, возможности зон свободной торговли и развитие инфраструктуры. Кроме того, состоялись отраслевые секции по темам: «Цифровая трансформация. Евразийская цифровая платформа», «Бизнес в интересах устойчивого развития: зеленая повестка современности», «Диверсификация оборонно-промышленного комплекса», «Умная» транспортная инфраструктура».
Приоритеты Евразийской экономической комиссии
Пленарную сессию открыло выступление председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича. В частности, он обратил внимание на необходимость масштабных кооперационных проектов, которые, по его мнению, должны играть бо́льшую роль в развитии экономики Союза. «Пока таких проектов крайне мало и это нас очень беспокоит», – заявил Мясникович, посетовав на то, что бизнес «недостаточно активен в этом вопросе». Он также отметил, что в ответ на предложения ЕЭК по стимулированию бизнеса национальные госорганы и регуляторы ссылаются на недостаточную проработанность этого направления в Договоре о ЕАЭС и отсутствие соответствующих механизмов мотивации таких проектов.
Для решения этой проблемы Комиссия проработала новые инструменты мотивации. В частности, предлагается субсидировать процентные ставки Евразийского банка развития и использовать ресурсы Евразийского фонда стабилизации и развития в целях выдачи инвестиционных кредитов и грантов.
Еще одна проблема – ненадлежащий контроль доступа продукции на рынок ЕАЭС. Сегодня оценку соответствия нормам Союза производят аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые включены в единый евразийский реестр. «Эти органы зачастую недобросовестно выполняют свои функции и способствуют проникновению на наш рынок товаров из стран дальнего зарубежья, которые создают серьезную конкуренцию нашим товаропроизводителям», – подчеркнул Мясникович. Эти организации находятся в компетенции национальных органов управления, к которым Комиссия неоднократно обращалась. «К сожалению, улучшения не происходит и мы намерены в ближайшее время принимать серьезные решения вплоть до исключения из реестра ЕАЭС недобросовестных участников этого процесса», – заявил глава ЕЭК.
В целом, по его мнению, Комиссии нужно более серьезно участвовать в регулировании экспортной политики государств Союза, несмотря на то, что по Договору о ЕАЭС эти вопросы находятся в исключительной компетенции государств-членов.
Значительное внимание было уделено теме цифровой интеграции. Так, министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Гегам Варданян сообщил, что сейчас идет работа по созданию единой информационной сети Союза.
По словам министра, цифровая платформа ЕАЭС – это «по сути, ядро, к которому можно будет подключить множество сервисов из разных стран». Эта система обеспечит поддержку разных видов межгосударственного взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также откроет доступ к межгосударственным услугам гражданам стран ЕАЭС.
Параллельно с этим в ЕАЭС создается цифровая инфраструктура, которая поможет бизнесу в интеграции, – это такие проекты, как «Работа без границ», «Цифровые транспортные коридоры», «Цифровое техническое регулирование» и другие сервисы.
В свою очередь, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максат Мамытканов добавил, что в сфере «цифры» идет работа по переводу таможенного администрирования в электронный формат. По результатам этой работы страны ЕАЭС получат «развитие интеллектуальных пунктов пропуска, внедрение прогнозной аналитики, дальнейшее развитие системы управления рисками на основе анализа больших данных, а также унификацию этих систем государств Союза».
Также на пленарной сессии были подняты вопросы единообразия требований к продукции. По словам министра ЕЭК по техническому регулированию Виктора Назаренко, для выхода на внешние рынки промышленность Союза должна обеспечить соответствующий уровень качества, единый для всех стран объединения. Для этого государствам ЕАЭС необходимо принять концепцию Евразийской системы обеспечения качества продукции, которая предусмотрена Стратегией-2025. При этом министр отметил и достижения, согласно которым по скорости реализации и области распространения проект единой системы техрегулирования в ЕАЭС не имеет аналогов в мире: за 10 лет принято 50 технических регламентов, которые охватывают 85% обращаемой продукции.
Бизнес-процессы в ЕАЭС
Все кто ждет победы переходим на сайт