Изначально не было шансов: эксперты о причинах провала озеленения сквера путешественников во Владивостоке
Экспериментальное озеленение не прижилось на кольце фуникулера
Сквер путешественников в майские выходные. Фото: ИА PrimaMedia
Ландшафтная композиция с использованием таежных растений в сквере путешественников, открытого на кольце фуникулера в начале осени 2022 года, приказала долго жить. С самого начала состояние деревьев и качество их установки вызывало вопросы. Как оказалось — не зря. Простоявшие сухими и желтыми деревья выкорчевали, оставив сквер пустовать. Почему хвойные не прижились на новом месте, и что будет с озеленением территории дальше, рассказывает ИА PrimaMedia.
К концу августа 2022 года на достаточно пустынном пешеходном пространстве кольца фуникулера вместе с обновлением подземных переходов появился памятник Владимиру Арсеньеву, приуроченный к его 150-летию. Вскоре территорию дополнили лавочками, фонарями, дорожками и озеленением в виде кедровых сосен. Таежные растения играют особую роль в сквере, посвященному известному приморскому путешественнику и исследователю. Знаменитые экспедиции Владимира Арсеньева проходили как раз в приморской тайге и такое зеленое оформление подходило как нельзя лучше.
Сквер путешественников перед открытием в 2022 году. Фото: ИА PrimaMedia
“Специалисты предложили для памятника легендарному ученому площадку на сопке в районе транспортного кольца и пешеходного перехода на фуникулере. Здесь есть хорошая возможность обустроить сквер, создать ландшафтную композицию с использованием таежных растений, дополнить другими элементами дизайна. Арсеньев будет смотреть на бухту Золотой Рог и Золотой мост. Фигура на высоком постаменте будет видна из разных точек города”, — рассказывал ранее мэр Владивостока Константин Шестаков.
Сквер путешественников в конце апреля. Фото: ИА PrimaMedia
Сквер путешественников в конце апреля. Фото: ИА PrimaMedia
Сквер путешественников в конце апреля. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Однако практически сразу качество зеленых насаждений в сквере путешественников стало вызывать вопросы общественности. Высаженные взрослые и молодые кедровые сосны были подвязаны и закреплены кольями, но вскоре деревья покосились. Проектировщиком и подрядчиком по заказу краевого министерства транспорта и дорожного хозяйства стала небезызвестная компания Concrete Jungle, авторы излюбленного горожанами Нагорного парка и многих других проектов. Ее представители осенью 2022 года сообщали, что виной всему был сильный штормовой ветер и деревья уже приведены в порядок, а крепления заменены на более крепкие.
Этого, судя по всему, оказалось недостаточно. К концу апреля 2023 года сквер был полон пожелтевших и явно не пышущих жизнью хвойных деревьев. Зелеными оставались все две кедровых сосны из нескольких десятков. А уже в период длинных майский выходных на территории сквера путешественников были замечены рабочие, занимающиеся выкорчевыванием не прижившихся деревьев. Так в период пышной майской зелени сквер путешественников остался вовсе без озеленения.
Как рассказал редакции ИА PrimaMedia один из руководителей Concrete Jungle Вадим Герасименко, ликвидацией деревьев занимался их подрядчик — компания Грин Катрин.
Сквер путешественников в майские выходные. Фото: ИА PrimaMedia
Сквер путешественников в майские выходные. Фото: ИА PrimaMedia
Сквер путешественников в майские выходные. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
“К сожалению, по условиям договора в прошлом году мы не могли делать озеленения. И решили сделать его за свой счет. Мы предложили концепцию, согласовали ее с заказчиком. Мы пошли на эксперимент: деревья из леса, не из питомника с приживаемостью 50% нам предоставил собственник участка в районе Шамора. Прижились только три дерева, поэтому на этой неделе мы организовали демонтаж погибших деревьев. На следующий неделе обеспечим посадку новых, но уже из питомника. Постараемся посадить как хвойные, так и лиственные”, — рассказал Вадим Герасименко.
В этом году Concrete Jungle обещают не только высадить новые деревья вместо выкорчеванных, но и обеспечить мы уход в виде полива, подвязки и возможно добавления удобрений, чтобы ситуация не повторилась. Новое озеленение также финансируется самой компанией, поскольку не предусматривается договором подряда.
“Нам, как компании, которая занимается благоустройством, важно, чтобы пространство имело озеленение в данном месте. Но не всегда все идет по плану, эксперимент не удался, надеемся что сейчас все получится”, — говорит Вадим Герасименко.
Как считает директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов, у кедровых сосен, которые также называются соснами корейскими или кедром корейским, практически не было шансов прижиться на кольце фуникулера. И на то есть несколько причин.
“Сосна корейская очень требовательна к условиям среды. Судя по кронам, высаженные в сквере деревья были взяты из естественных местообитаний и без адаптации помещены в жесткие условия городской среды. Корневая система у таких деревьев, как правило, не переживает столь резкую смену условий, ведь при выкапывании большая часть корневых волосков полностью разрушается. Вырастить такое дерево в новых условиях практически невозможно. Поэтому необходимо использовать саженцы, выращенные в условиях питомников, где формируется мощная корневая система. Сразу было понятно, что шансов у сосен нет. В придачу, через некоторое время деревья просто сдуло, их поправили, но было уже поздно”, — говорит Павел Крестов.
Специалист отмечает, что для высадки кедровой сосны в городской среде саженцы нуждаются в специальной подготовке в условиях питомника: у них должна быть развита корневая система, корни не должны повреждаться при переносе саженца. Условия в сквере путешественников крайне жесткие для кедра: ветра, неблагоприятный режим увлажнения с постоянными перепадами влажности воздуха и почвы. Плюс крайне загрязненный автомобилями воздух.
“В таких условиях вырастить кедр очень сложно. Даже если он выживет, то выглядеть будет не так, как в природе. Лучшим решением было бы высадить там сосны густоцветковые”, — считает Павел Крестов.
Остается надеяться, что подрядчик усвоил урок и новая партия зеленых насаждений останется в сквере путешественников на более продолжительный период, чем 8 месяцев, а у жителей Владивостока будет на одно уютное и зеленое место больше.