Этот поезд Пашиняну уже не догнать - «Политика»
"Свой единственный шанс сделать реальную революцию Пашинян давно утратил", - заявил в интервью "Голосу Армении" политолог Айк Мартиросян.
.
- Говоря о предстоящем конституционном референдуме, премьер Пашинян в интервью Общественному телевидению Армении, заявил: "Когда меня избрали премьер-министром, я публично заявил, что отказываюсь вмешиваться в дела судебной власти. В этом процессе мы увидели, что общество продолжает возлагать ответственность за принятые судом решения на правительство". Пашинян отметил, что "это связано с тотальным недоверием к судебной системе". Может, я чего-то не понимаю, но откуда эти сведения о "тотальном недоверии", о том, что "общество возлагает ответственность за судебные решения на правительство"? Может, на этот счет проводились какие-то социсследования, о которых мы не в курсе?
- Социологические исследования, конечно, вряд ли были проведены. Но заявление Пашиняна поистине очень странное, хотя и вполне в его стиле. То, что у народа Армении нет доверия к судебной власти, - давно всем известный факт. Для этого никакие исследования не нужны. И об этом много раз говорил сам Пашинян, когда еще не был главой государства, а был пламенным оппозиционером. Так что, после того как он стал премьером, судебная власть вдруг должна была стать заслуживающей доверия? Только потому, что ей дали еще больше свободы действий? Если судебная власть не пользовалась доверием народа, зачем давать ей большую свободу? Это же нелогично. По логике вещей ее нужно было не только сразу менять, особенно если ты себя считаешь революционером, но и заменить новой и провести серьезные реформы. Такая возможность была в течение первых шести месяцев после так называемой революции (в действительности частичной смены власти). Теперь этот поезд ушел. Пашиняну его уже никак не догнать. Свой единственный шанс сделать реальную революцию он давно утратил.
- В плане предстоящего конституционного референдума премьер заявляет, что "с точки зрения законности проблем нет", тогда как большинство экспертов в сфере конституционного права утверждают, что налицо грубейшее нарушение Основного Закона страны. Ваше мнение?
- На самом деле действующая Конституция - это классическая партийная Конституция, сделанная на заказ одного человека, имеющая мало общего с демократией и парламентской республикой. Но Пашиняну, как выясняется, она пришлось по вкусу. Слишком уж манящими получились в ней полномочия власти, особенно главы государства. Таким образом, он сохранил эту далеко не демократическую Конституцию, провозгласив ее основой для дальнейших перемен. Теперь премьеру вдруг понадобилось менять одну статью Конституции. Да и то, как это собирается делать власть, конечно, незаконно.
- За 7,1 миллиона долларов, которые будут потрачены на проведение референдума, можно было решить множество реальных социально-экономических проблем в стране, связанных с созданием рабочих мест, помощью многодетным семьям, увеличением суммы пособий по бедности и т.д., говорят эксперты. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
- Согласен. Однако, если бы референдум был по серьезному и честному вопросу, этих денег было бы совсем не жалко. На самом деле, на мой взгляд, в Армении должно проводиться много референдумов и денег на это жалеть не надо. В конце концов, народ действительно должен научиться нести ответственность за свои действия, за свое настоящее и будущее. Вот только проблема в том, что народом сегодня управляют власти, манипулирующие благими устремлениями этого самого народа. И еще: если бы в Армении установилась демократия, уже давно не работали бы на своих постах многие высокие чины, особенно глава ЦИК, а в стране была бы внедрена финансово доступная и передовая технология референдумов и голосований. Технология блокчейн дает такую возможность, но что говорить о стране, где 2 года спустя после так называемой революции твердо продолжает действовать избирательный закон вроде бы свергнутой диктатуры?!
- Вернемся к судебной системе. Специальная следственная служба Армении возбудила уголовное дело после слива в прессу информации о судимости министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна, возглавившего штаб "Да" на референдуме по конституционным реформам. Причем дело возбуждено по статьям "Незаконное собирание, хранение, использование или распространение сведений личной или семейной жизни" и "Злоупотребление должностными полномочиями". Между тем, если мы говорим о госчиновнике, о какой конфиденциальной информации в плане его биографии может идти речь?! И не подобными ли вопиющими случаями как раз-таки генерируется недоверие к судебной системе и властям?
- Да, но тут судебная система вроде бы ни при чем. Действительно, странно, что подобная строка биографии в демократической стране может считаться секретной. Многие об этом не подозревали. Но второй гранью вопрос упирается в то, что Папикян (по факту завуалированно, но и весьма прозрачно), по всей видимости, обвинил в собирании компромата против себя и в его публикации бывшего своего коллегу, бывшего директора Службы нацбезопасности Артура Ванецяна. Не исключаю, что это дело и может послужить основой для очень желанного для новых властей ареста Ванецяна.
Зара Геворкян, "Голос Армении"