Православная церковь празднует 29 августа 2022 года Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

Православная церковь празднует 29 августа 2022 года Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа


Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

Ежегодно 29 августа Русская православная церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. Праздник очень важный для православных. На русских землях это торжество с давних пор зовут иначе — Ореховый, Хлебный, Холщевый или малый Спас.

История праздника Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа


Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь состоялось 29 августа 944 года.

Согласно преданиям, свое начало праздник обрел в сирийском городе Едессе, которым управлял Авгарь. Однажды у правителя был обнаружен недуг, называемый проказой. Несколько лет лекари не могли улучшить состояние Авгаря и он уже практически потерял надежду. Немногим позже, до правителя дошли вести о Спасителе, который занимается проповедованием христианской веры на землях Авгаря. Тогда правитель обратился к святому с помощью записки, отчаянно прося избавить его от недуга.

Для того чтоб увидеть образ Спасителя, Авгарь отправил в качестве посыльного своего живописца Анания, дабы он написал на бумаге образ Божественного Учителя.

Когда Ананий добрался в Иерусалим, то увидел Иисуса Христа в окружении толпы людей. У посланника так и не получилось пробраться к Спасителю, настолько плотно его окружили верующие. Тогда Ананий предпринял попытку графически отобразить образ Господа издалека, поднявшись на большой камень, но и этот шаг не увенчался успехом.

Спустя несколько часов, Спаситель сам обратил внимание на Анания и без слов написал для Авгаря короткую записку, обещая прислать к больному одного из своих учеников, который и поспособствует излечению от тяжелой болезни. Затем Иисус Христос попросил подать воду и полотенце, умылся и вытер лицо принесенным холстом. Отпечаток Божественного Лика Иисуса Христа так и остался на куске принесенной ткани. Записку и кусок холста Ананий надежно спрятал и привез в Едессу.



Святыня, в виде холста с Божественным Ликом Господа, возымела чудотворный эффект. Авгарь, приняв ее, стал исцеляться. К приходу ученика Господнего, на лице правителя осталось лишь несколько упоминаний о страшной болезни.

Божий Образ на холсте стал передаваться по всему городу Едессе. Полотенце прибили на деревянной доске и разместили над входом в город. Для жителей Едессы этот символ стал настоящей святыней.

Прошли годы, власть в Едессе поменялась, и новым правителем стал представитель языческой веры. Святыню заложили камнями в нише городской стены, а со временем о наличие Божественного Образа на холсте было позабыто.

О святыне вновь заговорили в 544 году, когда город Едесса попал в осаду войсками персов. Тогда епископ города получил откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Кирпичную кладь разобрали и жители Едессы смогли насладиться Божественным ликом Спасителя. Уже на следующий день, враги самовольно покинули место осады и отправились восвояси.

На протяжении нескольких десятилетий святыня оставалась в Едессе, оберегая город от невзгод. В 944 году, император Константин Багрянородский решил совершить перенос Образа в столицу Православия. Именно тогда Нерукотворный Образ Спасителя и записка, ранее переданные Иисусом правителю Авгарю, были перенесены в Константинополь. 29 августа (16 августа по старому стилю) Образ Спасителя поместили в Фарросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Традиции Празднования Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа или Орехового спаса


Одной из основных традиций Празднования Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, является произнесение молитвы. Только после этого, мужчины отправлялись на поля с хлебом и солью. Там их по обычаю ожидали дети с пирогами и гречневой кашей.

Еще одной немаловажной традицией в День Перенесения Образа Иисуса Христа является освящение свежесобранных фруктов, колосьев пшеницы и орехов.

Принято на Ореховый спас проводить особую игру между взрослыми и детьми: так, младшему поколению задаются загадки про орехи, а те должны разгадать ответ. Если головоломка разгадана, малыши получают вкусные угощения.

Еще одной традицией в день Перенесения Образа, стала торговля холстами и полотнами. Кроме того, на Орехов спас принято заниматься чисткой источников и колодцев, а также париться в банях с вениками из ореховых веток.

Несмотря на то, что Ореховый спас является церковным праздником, 29 августа категорически не приветствуется отлынивание от физического труда. В этот день наоборот рекомендовано завершать сбор урожая на полях и начинать подготовку к зиме.

Категорически не рекомендуется в День Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа отказывать в помощи нуждающимся, детям и старикам.

Приметы Дня Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа или Орехового спаса


В основном, церковные праздники сопровождаются приметами, связанными с погодными условиями. Ореховый спас не стал исключением:


  • если журавли уже покинули гнезда и улетели на юг, то зима будет ранней;

  • если на Ореховый Спас очень жарко, то вторую половину сентября следует ожидать холодной и дождливой;

  • также хорошая погода на 29 августа, сулит короткую зиму;

  • если на Ореховый Спас начинает греметь гром, то осень будет очень теплой;

  • если урожай орехов в этом году богатый, то следующий год будет урожайным на пшеницу;

  • последняя примета касается счастья непосредственно человека – для того, чтоб весь последующий год приносил удачу, нужно первый орех на Ореховый спас съесть самому, а второй отдать первому встречному.