Ритуальное жертвоприношение в стиле НАТО: за вступление Швеции и Финляндии предложено заплатить курдскими эмигрантами
По состоянию на 29 мая перспективы вступления Финляндии и Швеции в НАТО становятся туманными. Это прямо следует из заявления официального представителя президента Турции Ибрагима Калына: «…мы заявили, что аргументы, озвученные в разных местах и в разных контекстах, о том, что PYD-YPG (боевые отряды курдов) является организацией, отличной от РПК…не имеют для нас никакой силы. Потому что PYD-YPG является филиалом РПК в Сирии. На данный момент европейское структурирование, как правило, осуществляется через этот PYD-YPG. В Европе существует множество фондов, ассоциаций, организаций и подобных структур средств массовой информации, и мы заявили, что против них должны быть предприняты конкретные, четкие и удовлетворительные шаги.Но мы также сказали им, что это должна быть не просто декларация о намерениях… После этого, конечно, переговоры, консультации и переговоры [о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО]будут продолжены. Однако где, когда, как и на каком уровне будет проходить следующая встреча, отчасти зависит от того, что ответят нам шведская и финская делегации».
Таким образом, Турция подвела черту под первой фазой переговоров между Анкарой, Хельсинки и Стокгольмом по вопросу об условиях вступления двух стран Северной Европы в военный блок НАТО.
Сейчас позиция Финляндии и Швеции в отношении турецких требований, сводящихся к практически полному изъятию курдского элемента из жизни двух скандинавских стран, находится в диапазоне от категорического отказа учитывать позицию турок (Швеция) до попыток заговорить эту тему и оставить всё как есть (Финляндия).
Министр иностранных дел Швеции Анн Линде 25 мая отвергла обвинения шведских политиков в связях с Рабочей партией Курдистана (РПК): «Неверная информация о том, что шведские политики в демократических собраниях представляют террористическую организацию РПК. Это серьезные обвинения, которые не имеют под собой никаких оснований». А Пекка Хаависто, министр иностранных дел Финляндии, 27 мая заявил: «Турция выразила обеспокоенность, связанную с проблемой РПК (Рабочей партии Курдистана) и терроризма. РПК – запрещенная организация в Финляндии, у нас действуют списки террористических организаций ЕС. Это тот ответ, который мы дали Турции».
Однако это явно не те ответы, которые могут устроить турецкую сторону. Тем более что часть курдских организаций, которые в Турции рассматриваются в качестве террористических, в Финляндии и Швеции таковыми не считаются. В частности, речь идет о «движении Гюлена» (FETÖ) – турецкого политика в изгнании, которого в Турции считают одним из инициаторов попытки госпереворота в 2016 году. Вот что пишет о турецкой позиции в «Известиях» Юнус Эмре Канат: «…в 2017 году в нарушение международного права и двусторонних соглашений между странами шесть членов FETÖ (признана террористической и запрещена в Турции, Пакистане и непризнанной Республике Северного Кипра. – «Известия») и шесть членов террористической организации РПК бежали из Турции в Финляндию. Аналогично в Швецию бежал 21 террорист, 10 из которых – члены FETÖ и 11 – члены РПК. Минюст Турции запросил обе страны экстрадировать этих граждан, однако Швеция и Финляндия за прошедшие пять лет так и не ответили положительно на запрос».
Такая неуступчивость шведов и финнов имеет вполне очевидное объяснение. У курдских общин в обеих странах – серьёзный общественно-политический вес: «Курдская диаспора хорошо интегрирована в местное сообщество. Курды имеют влияние в культурной, экономической и политической сферах. На последних выборах в Швеции в 2018 году пять курдских политиков вошли в состав парламента. Эта диаспора является наиболее активной в защите прав курдского населения на Ближнем Востоке… В Швеции и Финляндии проживают более 100 тысяч курдов, а обвиняемые Анкарой и вовсе являются гражданами этих стран».
Попытка шведских и финских властей выполнить условия Турции чревата для двух скандинавских стран серьёзной внутриполитической дестабилизацией с риском потрясения основ демократического строя, которым они так гордятся.
Однако отстоять непорочность своей демократии финнам и шведам будет очень непросто. Потому что интересы и цели того военно-политического монстра (НАТО), с которым они решили связать свою судьбу, очень сильно расходятся с представлениями финнов и шведов о правах человека. Похоже, при вступлении в НАТО своими представлениями о демократии шведам и финнам придётся пожертвовать.
Госсекретарь США Энтони Блинкен прямым текстом даёт указания Стокгольму и Хельсинки, как им действовать: «Администрация США ожидает, что подвижки в процессе изучения заявок Финляндии и Швеции на вступление в Североатлантический альянс будут как до саммита НАТО в Мадриде в июне, так и непосредственно во время него… Важнее всего, что Финляндия и Швеция напрямую говорят с Турцией, работают по некоторым из тех вопросов, озабоченность которыми выразила Турция, и находят возможность решить их. Мы полностью поддерживаем этот процесс… Мы в полной мере ожидаем, что в этом процессе будут подвижки с приближением саммита, а также на самом саммите». Саммит НАТО пройдет в Мадриде 28-30 июня.
Госсекретарю США вторит генсек альянса: «Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг надеется на достижение соглашения по членству в альянсе Финляндии и Швеции до саммита НАТО в Мадриде в конце июня текущего года. Когда союзник поднимает проблему, нужно урегулировать ее… Есть несколько курдских групп, и Рабочая партия Курдистана находится в списке террористических организаций Евросоюза, то есть Швеции и Финляндии… Моя цель состоит в том, чтобы это [присоединение к НАТО двух новых стран. – Ред.] был быстрый процесс…»
«Президент США Джо Байден начал обсуждать инициативу о вступлении Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс еще до начала российской специальной военной операции (СВО)», – писала 27 мая The Washington Post. Госсекретарь Блинкен и другие сотрудники администрации США высокого ранга рассказали корреспонденту газеты, что американские власти еще с апреля 2021 года начала «проводить серию кулуарных встреч» по созданию международной коалиции для оказания помощи Украине в связи с возможными действиями Москвы в отношении Киева. «Байден пришел к выводу, что лучшим способом подорвать надежды Москвы на раскол НАТО будет вступление [в альянс] двух новых сильных членов, Финляндии и Швеции».
Итак, всё проясняется. Решение о будущем Финляндии и Швеции в составе НАТО было принято Вашингтоном. Сейчас осталось лишь уладить «мелкие разногласия» с Турцией насчет проживающих в этих странах курдов. И если выяснится, что кем-то из курдских эмигрантов придется пожертвовать, значит так тому и быть. О демократии и правах человека финнам и шведам придется забыть. И вообще, можно было догадаться, что платой за членство в таком военном союзе, как НАТО, будет назначено человеческое жертвоприношение.
Источник