Армянский след происхождения солунских братьев Кирилла и Мефодия - «Культура»
24 мая Россия, как и другие славянские страны, отмечает День славянской письменности и культуры, который был учрежден в честь просветителей и проповедников христианства, составителей славянской азбуки, заложивших фундамент славянской письменности, равноапостольных Святых Кирилла и Мефодия. В научных кругах обсуждаются различные мнения о национальной принадлежности Кирилла и Мефодия – говорят как об их болгарском происхождении, так и о греческом. Однако, мало кому известно, что есть и версия об армянских корнях двух святых братьев. Кандидат философских наук доцент Л.В. Арутюнян в статье «Армянский след происхождения солунских братьев» попытался доказать, что создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий имеют армянские корни. Ниже статья приведена полностью с указанием использованных источников.
Среди современных славяноведов нет единодушия в вопросе о происхождении создателей славянской письменности братьев Кирилла и Мефодия. Определенно доказано лишь их неславянское происхождение. Другие выдвигаемые версии, в частности, о болгарском происхождении братьев, также не выглядят убедительными.
Целью статьи является на основе анализа фактов биографии Кирилла и Мефодия проследить армянский след в их происхождении.
Роль письменности в истории человечества в целом, и отдельных народов, в частности, не нуждается в обсуждении. Создатели письменности – клинописи, иероглифов, алфавитов – внесли огромный вклад в сохранение культуры и истории народов, чем и обессмертили своё имя. Для древнейших систем письма имя это собирательное: египтяне, шумеры, финикияне, персы, китайцы, евреи, греки, римляне, индийцы и т.д. И только у отдельных систем письма (письменностей) известно имя их авторов. У славян это – братья Кирилл и Мефодий, у армян – Месроп Маштоц.
У Солунских братьев много общего с Месропом Маштоцом. Они создали алфавит, дав возможность своим народам читать Святое Писание на родном языке, были причислены к лику Святых, почитаемы, долгие годы проповедовали христианство. И имена эти, как это ни покажется парадоксальным, несмотря на разделяющие их почти пятьсот лет, теснейшим образом связаны. В современном славяноведении считается доказанным неславянское национальное происхождение создателей азбуки и, при этом, отрицается их греческое происхождение [6, с. 105-106].
Одной из распространённых является версия болгарского происхождения солунских братьев – Кирилла и Мефодия. Однако болгарский этнос, как известно, формировался путём слияния тюркского и славянского элементов. Протоболгары появились на Балканах в VII в.н.э., когда часть тюркских племен, кочевавших в низовьях Волги и Дона, двинулась на Балканы, а часть поднялась к верховьям Волги, где основала т.н. Волжскую Булгарию. Процесс славянизации болгар проходил сложно и длительно, и продолжался не менее десятка веков. Поэтому маловероятно, что уже через 100 лет, в начале IX века, кто-то из болгар был христианином и стремился к просветительству, созданию письменности и крещению славян. И зачем была тюркам славянская азбука, когда не было ещё тюркской?
Таким образом, версия болгарского происхождения солунских братьев не выдерживает критики. Но главное, что сами Кирилл и Мефодий нигде об этом не упоминали: они не помнят, они не знают, они не говорят о своём болгарском происхождении, но они помнят, знают и говорят о своих дедах и прадедах, близких к византийским императорам и о своём византизме. Так кто же они?
В научных кругах существует также гипотеза об армянском происхождении создателей славянской письменности – солунских братьев Кирилла и Мефодия. Автором данной версии является российский академик Арташес Андреевич Арцруни [1; 2; 3].
А.А. Арцруни – крупный российский ученый, металловед, аналитик, изобретатель, почти сорок лет проработавший в российской оборонной промышленности. Он известен как создатель российской алюминиевой танковой брони. Однако круг научных и жизненных интересов А. Арцруни не ограничивается рамками профессиональной деятельности, а включает языкознание, культуру и историю. Арташес Арцруни – автор ряда книг по сравнительной лингвистике и армянской культуре. Труды его полны свежих взглядов и идей, во многом ломают устоявшиеся взгляды и представления, но остаются при этом серьёзными, научными, хорошо аргументированными работами. А. Арцруни представляет новый взгляд на византийские истоки славянской азбуки и этническую принадлежность её создателей Кирилла и Мефодия. Используемый им подход, основанный на определяющем влиянии христианизации и христианской символики в построении постхристианских систем письма, позволил А. Арцруни [3] вскрыть существо строения и принципы создания первого в мире христианского – армянского алфавита, азбуки Месропа Маштоца, и показать принципиальное единство построения армянской и славянской (глаголической) азбук. Он показал роль армянского письма в составе нынешней формы славянского письма – кириллицы.
Братья Кирилл и Мефолий родились в семье византийского провинциального военачальника среднего уровня – друнгария (сотника) по имени Лев и его жены Марии. Отец скончался не ранее 841 года.
Мефодий (815 – 885 гг.) – старший сын. Вероятное имя, данное ему при рождении – Михаил. Он поступил на военную службу и около 835 г. был назначен воеводой одной из славянских областей (фемы Стримон), где прослужил около 10 лет. Затем оставил мирскую жизнь, постригся в монахи, удалился в монастырь, и к концу жизни был удостоен сана епископа.
Младший из семи детей этой семьи – Константин (827 — 869 гг.), монашескую схиму и имя Кирилл принял после тяжелой болезни в ожидании кончины, за пятьдесят дней до смерти. С детства отличался начитанностью и способностью к языкам. После смерти отца в судьбе подростка принял участие начальник императорской канцелярии логофет Феоктист, ставший по кончине императора регентом малолетнего наследника Михаила III. В соученики к наследнику престола и был приглашён Константин. Учёба малолетнего императора и его старшего соученика проходила в императорской высшей философской школе Магнавра. Для Константина ориентиром служил его прадед. А. Арцруни цитирует: «Хочу накопить знание, искать чести и богатства своего прадеда» [1, с. 37].
Довольно скоро Константин получил должность хартофилакса – патриаршего библиотекаря в главном соборе Византии – Софии Константинопольской, а затем и преподавателя в школе Магнавра. Известность получил как крупнейший философ-полемист, филолог и теолог. Довольно быстро получил устойчивое прозвище – «Константин философ».
В качестве доводов в пользу армянского происхождения солунских братьев рассматривается нижеследующая информация. Первая – о школе Магнавра и ее первом ректоре Льве Математике; вторая – об императорской семье и императрице Феодоре.
Высшая школа Магнавра была открыта в Константинополе благодаря усилиям священника Ованеса Керакана (Иоанна) Грамматика, прозванного так за высокую учёность. Имя его впервые встречается в царствование византийского императора Льва Арцруни или Льва V Армянина (813 — 820 гг.), в связи с иконоборчеством. В 814 году, по заданию императора, тогда еще малоизвестный армянин Ованес подготовил научно-догматическое обоснование иконоборчества и успешно выступил с ним. Наибольшую известность Иоанн Грамматик получил как Константинопольский Патриарх Иоанн VII в период 837-843 гг., что соответствует времени появления в Константинополе младшего из братьев — Константина. В Магнавре учился, а затем преподавал Кирилл (Константин), будущий создатель славянской письменности. Славянский алфавит он, по свидетельству черноризца Храбра, создал в Магнавре. В его азбуке вначале было 36 букв, как и в армянском айбубене [7].
Р.В. Тер-Газарян доказывает, что Лев (Левон) Математик, профессор философии, племянник Иоанна Грамматика – митрополит Фессалоники в период 840 — 842 годы (очевидно, отсюда и его знакомство, если не родство, с солунскими братьями) [5, с. 145-146].
Лев Математик по праву может быть назван великим учёным своего времени. Для императора Феофила (829 — 842 гг.), представителя аморийской (фригийской) династии, кстати, ученика Иоанна Грамматика, Лев сконструировал и установил в новом императорском дворце статуи механических рычащих львов, павлинов, машущих крыльями, золотое платановое дерево с птицами, поющими на его ветвях. Он установил подъёмный императорский трон, который при нажатии кнопки возносил императора к потолку дворца. Наконец, именно он изобрёл световой телеграф, посредством цепи маяков, передававший информацию с одного края империи в другой за считанные часы. Кроме того, он ввёл в византийское письмо способ записи числовых величин буквами, т.е. проявил себя как знакошифровщик, потенциальный знакосистематик, азбучник и знаток армянского письма.
После кончины императора Феофила формально императорский трон наследует его сын Михаил III, но был ещё ребёнком. Назначаются регенты: мать императора Феодора и её фаворит логофет Феоктист. Феодора происходила из древнего армянского княжеского рода Мамиконянов. Именно Феоктист, узнав, вероятно, от Льва Математика, об одарённом мальчике из Фессалоники, приглашает Константина в столицу, чтобы он, будучи старше императора на четыре года, учился вместе с ним. Таким образом, в армянскую императорскую семью, по рекомендации армянского наставника, бывшего митрополита Фессалоники Льва, под контролем армянина, Константинопольского Патриарха Иоанна VII Грамматика, в условиях обостренной внутриконфессиональной борьбы с между иконоборцами и иконопочитателями, приглашается старший соученик, наставник. Кто он?
Ответ очевиден! В узкий круг господствующей элиты вряд ли мог быть введён посторонний юноша, не имеющий каких-либо родственных связей.
В «Житии Константина Философа» (глава IX), где на вопрос хазар-иудеев, к которым Константин прибыл с целями христианского просветительства, о том, кто он, какого рода-племени и как его принимать, Константин отвечает: «Был у меня дед великий и славный, что стоял близ цесаря, и славу, ему данную, по воле отверг, и изгнан был и, в землю чужую придя, обнищал, и здесь меня породил. Я же, дедовской древней чести ища, не сумел иной обрести, ибо внук я – Адама» [4]. Из этого ответа, по мнению А. Арцруни [3, с. 320] можно сделать нижеследующие выводы:
1. Константин не грек. Греция для рода Константина является чужбиной.
2. Константин не иудей и не хазар, так как, во-первых, он христианин, а, во-вторых, если бы он был иудеем или хазаром, он бы не преминул об этом заявить своим единоплеменникам.
3. Указание на происхождение от Адама представляется парадоксальным, ибо от него происходят все человеческие роды, и потому может быть трактовано как указание на место рождения рода Константина, аналогичное месту рождения Адама – Армянское нагорье!
И, наконец, сопоставляя указания Константина на «великого и славного деда», факт родства Льва Математика с Иоанном Грамматиком (Ованес дядя Левона) и служение Льва в Фессалониках, а также достаточно очевидное армянское происхождение солунских братьев, можно поставить вопрос об идентификации личности отца братьев Льва с именем Льва Математика и, соответственно имя их деда с именем Иоанна Грамматика.
К сожалению, в официальных документах византийского двора, государственных бумагах и других византийских источниках IX-X вв., которые сохранились неплохо, отсутствуют сведения о солунских братьях. По мнению того же Арцруни, это связано с последующей историей Фессалоники. В этом городе в 1666 году была основана антихристианская секта иудеев, перешедших в ислам, т.н. «дëнме». И в Салониках же в 1889 году был организован штаб младотурецкой партии. В подобных условиях о сохранности каких-либо армяно-христианских архивов не может быть и речи.
Такова в общих чертах версия об армянском происхождении создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Суть вопроса не в национальной принадлежности первосвятителей славянства, а в существе той национально-культурной базы, на которой сформировалась славянская письменность в обеих известных ее формах: начальной – глаголице, и последующей – кириллице! И эта база – армянская христианская культура [2, с. 76].
Вот такой «свежий» взгляд на одну из загадок славистики представляет А. Арцруни. Он ломает устоявшиеся взгляды и представления, оставаясь серьёзным, научным. И хочется лишь добавить строки из стихотворения К.С. Хартавакян [7]:
Признав родство глаголицы и айбубена,
Восславим всех создателей, что незабвенны,
И воздадим учителям их мудрым честь.
Славянский алфавит рождён в тиши Магнавра,
Как в hайском, буквы можно в нем по звукам счесть.
По вере братьям, их творцам – венцы из лавра!
Источники и литература.
- Арцруни А. Армянское нагорье и цивилизация. М.: Менеджер, 1999. 240 с.
- Арцруни А.А. Славянская письменно-христианская культура и армянское просветительство. М.: Издательская группа URSS, 2004. Изд.3. 128 с.
- Арцруни А. И был един язык.. М.: «Менеджер», 2010 // Менеджер. 420 с.
- Жития Константина Философа (Кирилла) и Мефодия. Подготовка текста и перевод Л.В. Мошковой и А.А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори [Электронный ресурс] // Сайт Жития Константина Философа (Кирилла) и Мефодия. Режим доступа : http://www.etnograf.ru/node/227.
- Тер-Газарян Р.В. Армяне на византийском престоле. М., 1999. С. 145-146.
- Флоря Б.Н. Сказание о начале славянской письменности, М.: «Наука», 1961. С. 105-106.
- Хартавакян К.С. К творцам славянской азбуки. Из цикла сонетов книги «Армянские святые письмена. Стихи и переводы», Ростов-на-Дону [Электронный ресурс] // «Дон», 2005. Режим доступа: http//www.stihi.ru/2011/05/24/5199″.