Создать аккаунт
Главные новости » » В чьих головах проблема? - «Политика»
---

В чьих головах проблема? - «Политика»

234

Расформировав министерство сельского хозяйства, премьер-министр Никол Пашинян решил теперь лично заняться проблемами сферы и узнать, как живется армянским фермерам. Для этого он в минувшие выходные отправился в Араратскую область, посетил несколько общин, пообщался с жителями, которые наперебой говорили о многочисленных проблемах в селе, выслушал их и уже по возращении вышел в прямой эфир ФБ и, сидя в своей комфортной машине, вынес вердикт: в Армении есть одна проблема в сельском хозяйстве – это проблема знаний и информированности.

В чьих головах проблема? - «Политика»



Премьер-министр обвинил сельчан в нехватке знаний



ЕСЛИ МЫ РЕШИМ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ СЕЛЬСКИМИ ЖИТЕЛЯМИ, все равно это не решит самую главную проблему, философствовал он. Почему? Да потому что один год урожая будет больше нужного и его цена упадет настолько, что сельский житель не будет иметь дохода, объяснял премьер. А на другой год урожая будет меньше - настолько мало, что сельский житель опять не будет иметь дохода, продолжал он. Потом на третий год помешает град, далее заморозки, засуха…



В общем, премьер перечислил все природные катаклизмы, после чего сообщил, что все проблемы одинаково важны. Вопрос в том, каково же решение.



- Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что решение заключается в изменении мышления, потому что решения здесь, - показывая пальцем на свою голову отметил премьер.



Дальше, однако, стало понятно, что, говоря об изменении мышления и тыча пальцем в себя, Пашинян имел в виду отнюдь не невежество возглавляемого им правительства, неспособного решить имеющиеся проблемы, а сельчан, которым, видите ли, не хватает знаний. Но лед тронулся, утешил премьер, потому как сами сельчане уже признают тот факт, что у них существует проблема знаний.



Не обошелся прямой эфир в ФБ и «экспертными» излияниями Пашиняна о том, что нам нужно изменить культуру возделывания земель, перейти на современные технологии в сельском хозяйстве, на интенсивное сельское хозяйство, ведение сельского хозяйства на основе бизнес-модели. И это должно стать нашей стратегией.



- Современный фермер думает не о том, какой урожай будет, а планирует, какой урожай нужен. Потому что объем урожая поддается контролю. В современном мире урожай в интенсивных садах зависит не от погоды или других факторов, а от планирования, - периодически поправляя маску на лице, детально вводил нас в курс дела премьер-министр страны.



Иначе говоря, если причиной ежедневно растущего чуть ли не в геометрической прогрессии количества заразившихся коронавирусом в Армении виноваты неорганизованные граждане страны, то причиной существующих проблем в сельском хозяйстве виноваты безграмотные сельчане. Тем самым, правительство фактически снимает с себя не только всю ответственность за создавшееся положение, но и прямо заявляет, что ему особо делать нечего, поскольку все проблемы в изменении мышления.




Звено между фермером и закупщиком



Бездействие властей – это еще полбеды. Проблема в том, что нынешние чиновники полностью свели на нет те лучшие решения, которые были разработаны до них и могли бы оказать существенное влияние на развитие сельского хозяйства в Армении.



С УМНЫМ ВИДОМ Н.ПАШИНЯН РАССУЖДАЕТ О ТОМ, что в современном мире урожай в интенсивных садах зависит не от погоды или других факторов, а от планирования. Но почему-то не говорит, как потом фермерам сбывать свой урожай. А ведь для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение сельхозпродукции между фермерами и закупщиками, то есть следить за тем, чтобы урожай не оставался в садах и на поле, нужна грамотная госстратегия и ее эффективная реализация.



В Армении, действительно, самая главная проблема сельскохозяйственной сферы в том, что у нас не существует такого понятия, как планирование, – ни у фермеров, ни у заводов, которые занимаются закупом и переработкой сельхозпродукции. Все действуют исходя из ситуативной возможности заработать деньги. И в этом мы согласимся с премьером, что пока не будет планирования, не будет возможности развивать сельское хозяйство.



Однако задача государства как раз и заключается в том, чтобы найти ту точку соприкосновения, которая позволила бы приступить к планированию в сфере. При правительстве Карена Карапетяна был дан старт реализации PPP-проектов (Public-Private Partnership) по разным направлениям, в частности, по таким, где бизнесу по тем или иным причинам пока не выгодно самому вкладываться, и потому необходима господдержка для того, чтобы это направление развить.



Осенью 2017 года бывший на тот момент министром сельского хозяйства Игнатий Аракелян в интервью нашей газете рассказал, что были проведены встречи как с фермерами, так и с закупщиками, и выяснилось, что ни та, ни другая сторона не хочет заключать предварительные договора и заранее оговаривать цену. Бывает даже так, что фермеры соглашаются заключить долгосрочный договор на продажу, скажем, помидоров по такой-то цене, но если вдруг в этом году спрос на помидоры оказывается выше, то отказываются от сделки, требуя более высокую цену. Аналогичная ситуация складывается зачастую и с закупочными компаниями.



Другая проблема в том, что в один год наблюдается большая потребность в помидорах, а на второй год помидоры в излишке, но есть спрос на баклажаны. И постоянно либо избыток, либо недостаток того или иного производства, а бизнес не в состоянии вкладывать деньги и скупать излишки сельхозпродукции у сельчан.




Сельхозпродукция под единым брендом



Поэтому в сельхозведомстве в то время было решено создать компанию, которая будет скупать излишки урожая, далее закажет третьей компании произвести, к примеру, баклажанную икру, а потом продаст уже готовую продукцию.



ТАКОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВЕДЕТ К ТОМУ, ЧТО ФЕРМЕР будет продолжать на следующий год выращивать продукты теми же темпами, несмотря на отсутствие спроса в текущем году, а закупочные компании будут знать, что при необходимости они смогут приобрести требуемые объемы у сельчан. Весь вопрос в том, что бизнес не успевает скоординироваться, многие мелкие и средние компании не загружены на 100% и не имеют ресурсов для развития, поэтому и нужна государственно-частная компания, которая будет балансировать спрос и предложение на ту иную сельхозпродукцию. А к тому моменту, когда спрос и предложение на рынке сбалансируются, эта компания как бы отойдет, оставив дальнейшие действия бизнесу.



Новую компанию решили назвать «Армения прод», и уже в ноябре 2017 года состоялась ее презентация, во время которой было отмечено, что основной идеей является представление армянской сельхозпродукции на зарубежных рынках под единым брендом. С созданием компании хозсубъекты получали возможность организовать свое производство на основании гарантированных договорных отношений. «Армения прод» должна была проводить маркетинговые исследования на внешних рынках, вести переговоры с местными малыми и средними производителями и потенциальными покупателями, а также осуществлять брендирование, упаковку и логистику товаров, организацию экспорта продукции с использованием соответствующих инструментов страхования.




Беспроцентные кредиты в условиях неурегулированного рынка



Увы, после «бархатной» революции в Армении деятельность новосозданной компании со столь многообещающим эффектом, свелась к нулю.



ВЗАМЕН НЫНЕШНЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕШИЛО завалить сферу кредитами, реализуя пакет содействия сельскому хозяйству, который предусматривает обнуление процентных ставок по ряду ранее осуществлявшихся при господдержке программ. Хотя, у самих сельчан особого воодушевления это не вызывает. Так, недавно в беседе с нами глава общины Азатан Вардан Икиликян отметил, что все эти беспроцентные кредиты не окажут положительного эффекта до тех пор, пока вопросы сферы не будут рассматриваться в комплексе. Прежде всего, полагает он, необходимо провести анализ того, на чем конкретно должен специализироваться каждый регион страны.



- Никаких исследований на эту тему не проведено. В итоге, всем предлагают одинаковые тепличные хозяйства, интенсивные сады и пр., независимо от того, речь идет о Ширакской, Гегаркуникской, Араратской или других областях. Нет никого, кто бы сказал: пусть в Арарате занимаются развитием тепличных хозяйств и садоводством, а в Шираке, предположим, акцент сделают на развитии животноводства. Более того, на сегодня сельскохозяйственный рынок никак не урегулирован. Ну, взял кто-то кредит, к примеру, для увеличения поголовья скота и производства молока. А что потом, скажите, ему делать с этим молоком в условиях, когда по-прежнему покупателем являются перекупщики, предлагающие низкие цены. Подобные проблемы могут найти свое решение при наличии в Армении рынка оптовой торговли сельхозпродуктами, о чем мы постоянно говорим вот уже сколько времени, - представил ситуацию наш собеседник.



Так, в чьих же головах все-таки проблема? Чье мышление нуждается в изменении? Ответ, думаю, вполне очевиден. Чего нам ждать от премьера, который на полном серьезе сообщает о решении коменданта носить маски членам семьи, к примеру, мужу и жене, находясь в одной машине? А мы тут говорим: «сельское хозяйство», «современные технологии», «планирование», «баланс спроса и предложения»…



Эдита Караханян, "Голос Армении"

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт runews.su вы принимаете политику конфидициальности.
ОК