Украина опять пошла на абордаж российских судов - «Политика»
Украинский суд удовлетворил ходатайство национальной полиции и повторно арестовал российское судно по делу о якобы нелегальной добыче песка у побережья Крыма, сообщается на сайте офиса генпрокурора Украины.
Отмечается, что добыча песка осуществлялась «в заповедных зонах Черного моря» у побережья Крыма.
«Процессуальное руководство в деле пока передано в департамент по преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта, офиса генерального прокурора», — добавили в пресс-службе офиса генпрокурора.
Напомним, арест на указанное судно по ходатайству украинской прокуратуры был наложен 16 июля 2018 года Приморским районным судом Одессы в качестве обеспечения возмещения убытков за нелегальную добычу природных ископаемых, которые достигают более 140 млн. гривен (5,2 млн. долларов), однако на прошлой неделе этот же суд отменил арест судна. В итоге, прокуратура обжаловала это решение.
Название судна официальными органами не называется, но по данным одесского издания «Думская», речь идет о сухогрузе Seabreeze.
Это далеко не первый случай захвата Украиной российских судов. Достаточно вспомнить историю с рыболовецким сейнером «Норд», которая, по сути, до сих пор не окончена. Моряки вернулись домой, но судно Украина так и не вернула.
Кстати, сама по себе «керченская провокация» стала результатом напряженности в азовско-черноморской акватории, когда Россия ужесточила правила прохода под Крымским мостом — в том числе, в ответ на пиратские действия со стороны Украины. Выходит, им показалось мало? Надежды на то, что с приходом к власти Владимира Зеленского хотя бы на этом направлении произойдут какие-то улучшения, не оправдались?
— Эти действия Украины находятся в полном соответствии с курсом правительства Зеленского — максимально осложнить отношения с Российской Федерацией. Это не вопрос денег, а вопрос внешнего управления Украиной, — уверена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Сухогруз «Sea breeze» арестован в рамках дела о добыче песка в акватории Крыма, но никакого отношения ни к добыче песка, ни к его перевозке судно имело.
Это зерновоз. Но он принадлежит компании, которую украинская прокуратура обвинила в поставке песка на строительство Крымского моста, вот в рамках этого производства судно и было арестован в Одессе еще в 2018 году.
Всего несколько дней назад одесский районный суд вынес решение о том, что судно освобождается из-под ареста, однако это решение было оспорено так называемой украинской прокуратурой Крыма, последовало решение уже Киевского суда о повторном аресте.
В случившемся, на мой взгляд, есть немалая вина «эффективных собственников» этого судна, которое формально ходит под флагом Белиза, а не России. После 1991 года многие хозяева грузовых судов перешли под флаги других стран, оптимизируя платежи и налоги. Но при этом и возможности России по защите таких кораблей сильно ограничены.
К сожалению, за последние несколько лет и Россия не демонстрировала намерения последовательно и жестко отстаивать права российских собственников и российского торгового и грузового флота, поэтому киевская власть не слишком опасается ответного щелчка по лбу.
«СП»: — С приходом Зеленского проверок под Крымским мостом стало меньше, договорились об обмене участников «керченского инцидента» — казалось, должно все нормализоваться. Выходит, все по-старому? Нас ждет новый виток противостояния в азово-черноморской акватории?
— Россия демонстрировала готовность пойти на снижение конфронтации в акватории Черного моря и Керченского пролива, но это миролюбие воспринимается, как демонстрации слабости.
При любой возможности украинская сторона будет продолжать враждебные действия, задерживать суда, арестовывать собственность российских компаний, вводить новые санкции против финансовых и промышленных структур.
«СП»: — Может, если бы мы закрыли проход в Мариуполь, откуда идут металл, руда, зерно и прочий экспортный товар, то и вопросов по нашим судам уже давно не возникало бы? Американцы обычно в таком духе и действуют, подкрепляя дипломатию ВМС США. Но мы опять будем мямлить про международное морское право?
— К сожалению, не приходится ожидать адекватных ответов со стороны России. Позиции международного Морского суда относительно акватории Крыма и Керченского пролива, решения международных инстанций ООН и ПАСЕ свидетельствуют о том, что они всегда буду принимать сторону «страдающей Украины» в любом международном споре. Примером являются фактически проигранные суды «Газпромом», неудовлетворенные иски в отношении, казалось бы, безусловных долгов Украины, решения международного Морского суда о возврате украинских кораблей, задержанных в Керченском проливе.
Все это приводит к тому, что России придется уповать только на собственные силы и одного из своих постоянных союзников — Военно-морской флот. А к этому Россия, на мой взгляд, не готова, предпочитая мирно договориться.
«Слабых бьют», и эта истина пока не доходит до тех, кто принимает решения в российской международной политике.
— Произошедшее можно трактовать двояко, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— И как проявление управленческой шизофрении Украины: правая рука не знает, что творит левая, министры противоречат президенту. И как намеренную провокацию Киева по отношению России. Я склонен видеть в этом событии воплощение второго сценария. Не так давно Андрей Ермак, глава Офиса президента Украины, заявил об отказе вести переговоры с официальными представителями ДНР и ЛНР. И это после клятвенного заверения Зеленского на саммите «нормандской четверки» о верности Минским соглашениям.
Полагаю, повторный арест российского судна — из той же украинской оперы, только разрядом ниже. Показать, что Украина плевать хотела на достигнутые ранее договоренности с Россией. Из недавних примеров этого рода — включение в «черный список» украинского МИДа российских вузов и культурных центров (МГУ, Эрмитаж, Крымский археологический центр). По всей видимости, все это — звенья одной цепи. Которую можно определить формулой: Зеленский превращается в Порошенко.
«СП»: — Как вообще это квалифицировать?
— Обвинения притянуты за уши. Да к тому же украинская сторона не особо старается придать вид правдоподобности своим обвинениям. Для украинцев важнее постоянно задевать русских, перманентно обвинять Россию в явных и мнимых грехах. Перечисленные выше инициативы МИД Украины и Офиса президента Украины столь же неубедительны, а порой абсурдны. Но все это ложится в канву антироссийской политики Киева, которую Зеленский унаследовал от Порошенко.
«СП»: — Что они хотят этим доказать и кому? И не боятся «ответки»? Хотят, чтоб им снова правила захода в Азовское море ужесточили? Реакцию на «Норд» посчитали неубедительной?
— Чего хотят? Одного из двух: заставить Россию в очередной раз стерпеть хамство «младшего брата». Либо получить предлог для выхода из Минских соглашений — разумеется, по вине Москвы. Оба варианта ответа украинцев устраивают.
А «ответки» они не боятся. Ибо за пять лет, истекших после заключения Минских соглашений, когда украинцы получили хороший «отлуп» от армий ДНР-ЛНР страхи подзабылись. В Киеве, похоже, начинают всерьез верить, что способны победить не только ДНР-ЛНР, но даже Россию.
«СП»: — Зеленский не оправдал надежд Москвы?
— Я думаю, особых иллюзий в Москве не строили на его счет. В Москве, я удумаю, Зеленскому просто подыгрывали, намеренно закрывая глаза на его деяния и слова, идущие вразрез с его же предвыборными обещаниями. «Слуга народа» оказался слугой двух господ…
«СП»: — Чем можно сейчас ответить?
— Россия может ответить симметрично. И, вероятно, ответит. Благо дело долго ждать не придется: украинские браконьеры нарушали закон и ловили рыбу в российских территориальных водах задолго до событий 2014-го. И затем все вернется на круги своя: новые ноты протеста, новые обмены…
Есть у России и средства посерьезнее, вроде эмбарго на украинский импорт. А Украина сегодня не в той ситуации чтобы лишать себя даже небольших доходных статей.
Новости Украины: Азаров объяснил, зачем Трамп назначил своим послом на Украине отставного генерала
Новости политики: В Раде заявили о смене стратегии Зеленского относительно Донбасса