Надо не ждать, а действовать в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю - «Политика»
«Власть должна без промедления консолидировать оппозицию и профессиональные круги для разработки сценариев выхода из сегодняшней ситуации», - отмечает в интервью «Голосу Армении» учредитель и член Совета партии “Национальная повестка” Игорь Заргарян.

- Г-н Заргарян, очевидно, что экономические последствия в связи пандемией коронавируса коснутся в большей или меньшей степени всего мира. Чего ждать нам?
- Этот момент уже наступил, и мы находимся в начале лабиринта, где много возможных тупиков. Необходимо время, рассудительность и отказ от иллюзии исключительности тех, кто сегодня у власти, а также важна мобилизация общества для нахождения возможных маршрутов к устойчивому развитию Армении. Мы стали свидетелями если и не разрушения экономических связей того или иного типа между различными субъектами, то, как минимум, пребывания мировой экономики в режиме ожидания будущих новых правил и устоев. Можно ждать наступления момента выхода мировой экономики из кризиса, периодически применяя локальные инструменты для условной нейтрализации кризисных моментов в данный момент. Однако куда более эффективный выход заключается в том, чтобы ежедневно оценивать потери и там, где возможна их компенсация, полномасштабно использовать все рычаги как финансовые, так и законодательные. Отвечая на ваш вопрос, скажу: надо не ждать, а действовать в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю для выхода из лабиринта!
- На протяжении многих лет ученые, экономисты, специалисты в финансовой сфере твердили о том, что для стабильного экономического развития в Армении, в первую очередь, нужно возрождать промышленность, развивать производство, в том числе наукоемкое. Потому что сервис и туризм – это, конечно, хорошо, но ни в коем случае не самодостаточно. Сегодня вышеупомянутые две сферы оказались практически на грани фола. Как же выходить из положения?
- Туризм, конечно, оказался в ряду самых пострадавших отраслей, и это серьезный удар по экономике Армении. До конца текущего года восстановление очевидно невозможно в прежних объемах. Но это не значит, что нет каких- либо подходов к сфере, которые хотя бы частично смогли бы компенсировать потери. Так как опасения по поводу скопления большого количества людей в одном месте будут сохранятся еще долго, необходимо развить экотуризм для небольших групп. Армения и Арцах имеют множество как известных, так и малоразведанных экозон. Если правильно оценить потенциал и оказать реальную поддержку этому сектору, то можно будет зафиксировать некий прогресс в выводе отрасли из кризиса. Люди, находясь в небольшой компании и на природе, получат и полезный для здоровья отдых, и эмоции, и новые знания. Вышесказанное касается и внутреннего и внешнего туризма. Туристы из-за рубежа, разумеется, в любом случае окажутся в Армении позже. Роль же государства здесь включает, как минимум, два направления – это дотация сферы и внедрение жестких условий санитарно-эпидемиологического контроля. В сфере сервиса, в частности, в местах общественного питания, гостиницах и т.д., необходимо также соблюсти 2 условия: соблюдение социальной дистанции между людьми и тотальная регулярная дезинфекция помещений и открытых пространств. Дезинфекцию, скажем, можно обеспечить генераторами “холодного и горячего” тумана. Подобные устройства Армения могла бы закупить в Китае, Южной Корее или Германии, со временем наладив производство в Армении, что в свою очередь означает создание новых рабочих мест. Контроль за соблюдением дезинфекции можно обеспечить мобильными группами совместно с операторами оборудования по дезинфекции. И это тоже новые рабочие места. Уверен, что могут появиться еще решения для сферы туризма и сервиса. Максимально быстро надо принимать меры для создания имиджа Армении как страны, безопасной во всех смыслах и успешно контролирующей последствия пандемии.
- Оптимизация министерств, проведенная в Армении постреволюционной властью, ликвидация Министерства сельского хозяйства, Министерства диаспоры, объединение сферы науки и образования с культурой и спортом и т.д., не говоря уже о сомнительной кадровой политике, в результате которой на руководящих должностях оказались абсолютно неопытные назначенцы – каковы плоды этих реформ в экстраординарной ситуации, в которой оказалась страна в связи с пандемией?
- К сожалению, сегодня во власти в большинстве своем оказались люди с недостаточным опытом и в управлении, и с недостающими знаниями в тех отраслях, которыми они руководят. Но это, как выясняется, полбеды, потому что прибавилось абсолютное отсутствие знаний и опыта антикризисного управления. Одной из первых реакций после наступления кризиса было правильное стремление помочь сельскому хозяйству. Намерение благое, но эту задачу грамотно и эффективно могло бы выполнить министерство, которого уже нет. Участниками этого государственно-частного партнерства должны были бы стать все фермеры и компании, которые работают в этой сфере. Любому человеку, как минимум, нужна крыша над головой, еда и одежда. Так вот, одну задачу - пропитание для сельского жителя и обеспечение объемов реализации продукции в Армении и за ее пределы, можно и нужно решать сегодня и сейчас. Необходимы не только финансовые вливания, но и помощь в организации бизнеса и реализации продукции, а для этого нужен лидер процесса – Министерство сельского хозяйства.
Немаловажен также вопрос продовольственной безопасности Армении в условиях пандемии и постоянной угрозы войны с Азербайджаном. На фоне ограничения поставок зерна из России весьма важным было заявление новоизбранного президента Арцаха Араика Арутюняна о возможности соответствующих поставок в Армению из Арцаха, так как для этого есть возможности. Очевидно, что есть интересные возможности синергии экономик двух армянских государств, в частности, в сельском хозяйстве. Кто сегодня может возглавить этот процесс – большой вопрос. По поводу других министерств также можно многое сказать – пожалуй, это вообще тема для отдельного интервью.
- На днях депутат от парламентской фракции "Мой шаг" Вараздат Карапетян, говоря о планах по преодолению вызванного пандемией экономического кризиса, заявил, что «состояние экономики Армении несравнимо лучше, чем в соседних странах. «Я вижу, что инвесторы, которые до пандемии вкладывали средства в экономику Армении, сегодня продолжают это делать. Более того, я вижу, что делают это с еще большим воодушевлением", - отметил Карапетян, добавив, что «после кризиса мы должны заполнить армянским все образовавшиеся в мировом хозяйстве ниши". Ваше мнение?
- Отмечу еще раз то, о чем говорил неоднократно: отток капитала в 2019 году существенно вырос, и это есть факт. Также был и прирост инвестиций, но итоговый баланс - это несколько десятков миллионов долларов за 2019-ый, и в основном речь идет о внутренних инвестициях, как, например, в области легкой промышленности. Это лучше, чем ничего, но не резкий подъем инвестиций и абсолютно точно не “экономическая революция”. Любые утверждения о состоянии экономики, в сравнении с теми или иными странами, должны подкрепляться цифрами, и желательно в динамике за какой-либо период, скажем, в 2019 году и в 2020-ом. Необходимо оценить риски падения ВВП в данный момент и ближайшее время. Также было бы интересно узнать, о каких именно инвесторах говорится, в каких отраслях, и о каком объеме идет речь. Трудно найти в Армении гражданина, который не желал бы ,чтобы армянские товары заполнили все образовавшиеся в мировом хозяйстве ниши, хотя это даже в теории невозможно.
В любом случае, очевидно одно: если не решены проблемы сегодняшнего дня в связи с пандемией и нет четкого плана (во всяком случае озвученного) по выходу из кризиса и действий в 2020 году, то о каком заполнении ниш идет речь? В каком «спящем государстве» такая блестящая возможность? С моей точки зрения, власть должна без промедления консолидировать парламентскую и внепарламентскую оппозицию и профессиональные круги для разработки сценариев выхода из сегодняшней ситуации. Нет важнее задачи, чем выход Армении из кризиса. Надо отбросить неконструктивную критику друг друга и за общим столом, засучив рукава находить несколько сценариев решений. Если власть не найдет в себе силы и благородства пойти по этому пути, то общество, исходя из инстинкта самосохранения, сделает это само.
- Прокомментируйте, пожалуйста, принятый парламентом закон о конфискации без судебного решения незаконно нажитого имущества. В чем его плюсы и минусы, недоработки, подводные камни?
- Партия «Национальная повестка» устами своих лидеров одной из первых подняла этот вопрос публично. Безусловно, те ,кто незаконно нажил имущество, должны его вернуть, и возможным инструментом может быть конфискация. Но в Конституции РА закреплена норма презумпции невиновности, и до решения суда никаких ограничений прав не должно быть. Достаточно сложно выглядит положение предлагаемого закона в части доказательства “чистоты “права владения, в случае, если были множественные переходы прав собственности. Не должен добросовестный покупатель в суде или где-либо доказывать факт чистоты сделок прежних собственников или вопрос своей осведомленности об этих фактах. Очевидно, что закон требует серьезных доработок. И абсолютно точно, что время принятия этого закона выбрано максимально неверно. В условиях кризиса и максимально осторожного поведения инвесторов во всем мире власти Армении приняли парадоксальное решение, инициировав вышеупомянутый закон...
Зара Геворкян, "Голос Армении"
