Дорогие деньги приводят экономику к денежному голоду - «Политика»
В опубликованном на днях апрельском докладе Международного валютного фонда «Перспективы развития региональной экономики» в Армении в 2020 году прогнозируются самый низкий уровень инфляции в регионе. Так, по оценкам МВФ, инфляция в Грузии ожидается на уровне 4,6% (или по итогам года 3,5%), в Азербайджане – 3,3% (такой же показатель к концу года), а в Армении 0,8% (или 1,5% в конце периода).

НА САМОМ ДЕЛЕ АРМЕНИЯ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПОДРЯД находится в числе стран с самой низкой инфляционной средой. И, судя по заявлениям представителей Центробанка, продолжит в ней оставаться и далее. Хотя еще месяц-полтора назад на фоне наблюдавшейся девальвации армянского драма некоторые эксперты отмечали, что в стране может вырасти и показатель инфляции. Но уже в конце марта член Совета ЦБ Артур Степанян заявил, что Центробанк имеет достаточно высокие международные резервы и инструменты, позволяющие защитить валютный рынок от возможных потрясений.
- Мы останемся приверженными политике плавающего обменного курса, но вместе с тем готовы использовать наш инструментарий при любых неблагоприятных развитиях и «успокоить» финансовые рынки, - пояснил он, добавив, что ЦБ, принимая во внимание ситуацию на внешних рынках, не видит никаких рисков, связанных с ростом инфляции.
В итоге, финансовый рынок уже в апреле заметно «успокоился», а отечественный драм практически восстановил свои прежние курсовые позиции в отношении американской валюты. Что касается инфляции, то она по-прежнему осталась на низкой отметке и, как отмечалось выше, даже международные структуры прогнозируют для нас самый низкий уровень в регионе.
- Проблема не в том, чтобы всеми способами обеспечить наиболее возможную низкую инфляцию, а в том, чтобы иметь соответствующую реальности невысокую инфляцию, которая в наибольшей степени способствует росту экономики, экспорта и вместе с тем позитивно воздействует на уровень монетизации, приближая к ее порогу чувствительности. Именно соответствующая реальному состоянию экономики инфляция позволит поэтапно еще более снизить инфляцию. А главное, обеспечить ее долгосрочную стабильность, - отметил в беседе с нами доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян.
Требование закона не выполняется
В соответствии с нашим законодательством верхний уровень инфляции у нас не должен превышать 5,5%. В частности, как поясняет наш собеседник, в статье 4 закона «О госбюджете РА» указано, что Центробанк при принятии в течение года решений относительно денежно-кредитной политики руководствуется целевым показателем 12-месячной инфляции в допустимом интервале колебаний 4,0+/-1,5 процентных пункта.
ФАКТИЧЕСКИ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ определен в размере 2,5%. Однако инфляция у нас зачастую ниже этого уровня. Для сравнения, среднегодовой уровень инфляции в Армении в 2019 году составил 1,4% при запланированном в госбюджете на 2019 год уровне инфляции в 2,7%.
- То есть требование закона ЦБ фактически не выполнял. Такой уровень инфляции при политике дорогих денег и, как следствие, низком уровне монетизации, естественно не сказывается позитивно на росте экономики, - считает эксперт.
В этом смысле макроэкономическими индикаторами, на которые необходимо обратить внимание, являются, по мнению г-на Тавадяна, уровень инфляции и ставка рефинансирования. По его словам, денежно-кредитную политику как составную часть экономической политики следует осуществлять системно и скоординировано. Снижение ставки Центрального банка позитивно влияет на процесс согласования денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, в том числе, на поэтапный рост уровня монетизации, который у нас весьма низкий для стабильного роста экономики.
Искусство ведения денежно-кредитной политики
Высокая реальная процентная ставка, - продолжил он, - это мотив организации, стремящейся к получению наибольшей прибыли, и, конечно же, не может быть мотивацией для центральных банков. Страна, как правило, не имеет высоких темпов развития экономики, если оплачивает высокую цену за предельно низкую инфляцию. Дорогие деньги, как правило, приводят к денежному голоду в экономике, и в целом не способствуют ни росту инвестиций, ни увеличению экспорта, тормозя при этом развитие экономики.
- Целесообразно, чтобы низкая инфляция достигалась бы невысокой реальной ставкой рефинансирования. Если номинальная ставка рефинансирования минус инфляция превосходит два процентных пункта, то, как правило, это не способствует росту экономики. Здесь, конечно, свою роль играют и другие ключевые индикаторы, в частности, норма резервирования. Но мы просто обязаны обеспечить стабильность цен при значительно более низкой плате за нее, - высказал свое мнение профессор, добавив, что обеспечение низкой реальной ставки рефинансирования и за счет этого достижение как стабильности цен, так и финансовой системы как раз и является искусством ведения денежно-кредитной политики.
Иначе говоря, явно предпочтительнее не внесистемная политика стабильности цен, а стимулирующая экономический рост и обеспечивающая финансовую стабильность денежно-кредитная политика, согласованная с налогово-бюджетной политикой. Естественно, Центральный банк при осуществлении своей деятельности независим, однако очевидно, что проводимая им денежно-кредитная политика находится в единой системе экономической политики.
Кстати, с точки зрения подотчетности ЦБ Национальному Собранию, по мнению г-на Тавадяна, следует подкорректировать и статью 16 закона «О Центральном банке РА». Конечно же, ЦБ независим в своей деятельности, но его подотчетность Национальному Собранию, как отмечает эксперт, не должна носить формальный характер.
- Напоследок хотел бы отметить, что выступление нового председателя ЦБ Мартина Галстяна оставило весьма позитивное впечатление. Я ему желаю успехов в его очень ответственной работе, - заключил наш собеседник.
Эдита Караханян, "Голос Армении"