Коменданту дали неограниченную власть - «Политика»
Пока вчера депутаты фракции власти и оппозиции развлекали граждан позорными скандалами, парламент одобрил поправки в закон о правовом режиме ЧП, еще более ограничивающий свободу граждан. Документ предполагает, что в случае необходимости человека можно изолировать на основании не только письменного, но и устного (!) указания. Впрочем, это важная, но не единственная достойная критического внимания поправка, которыми изобилует законопроект.
ИЗ СЛОВ ЗАММИНИСТРА ЮСТИЦИИ РАФИКА ГРИГОРЯНА выяснилось, что разработанные правительством поправки обусловлены необходимостью законодательно урегулировать ряд уже осуществляемых правительством в условиях эпидемии коронавируса мероприятий. Например, уточнить статус коменданта и комендатуры, а также принятых комендантом актов. Посему документом предлагается законодательно зафиксировать, что в случае объявления ЧП комендантом могут быть премьер-министр и вице-премьер. Предлагается также законодательно закрепить, что принятые комендантом для осуществления своих полномочий решения получают статус решений премьера или вице-премьера, в том числе статус подзаконных нормативных актов. Словом, заметьте, исполнительная власть только сегодня, спустя почти два месяца после введения режима ЧП удосужилась вогнать решения коменданта в правовые рамки. Решения, которые, выходит, по сей день не имели какой-либо правовой силы?!
На это обстоятельство обратили внимание депутаты фракции СА. Если мы только сегодня законодательно даем вице-премьеру Авиняну полномочия принимать нормативные акты, признаем ли мы тот факт, что вице-премьер по сей день не был наделен подобными полномочиями? Значит ли это, что все принятые в качестве коменданта указания и решения не имеют правовой силы? Ответ замминистра оказался для депутата Аркадия Хачатряна (СА) неубедительным: «Вице-премьер силой статьи 152 Конституции уже наделен полномочиями принимать подзаконные нормативные правовые акты. Данным законом мы лишь вносим уточнения». Кроме того, по словам Григоряна, Армения, как и другие страны, получила от Совета Европы рекомендации, «согласно которым, в случае ЧП обусловленное оперативностью верховенство закона обеспечивается не только законом, но и решениями правительства».
ПО ОЦЕНКЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ФРАКЦИИ СА ЭДМОНА МАРУКЯНА, правительство сегодня пытается узаконить те решения, которые до сих пор принимал комендант. И отрицать это и приводить в доказательство рекомендации СЕ не имеет смысла. В противном случае для чего данному законопроекту давать обратную силу?! «По сути на основании введенных комендантом ограничений, на что комендант не имел полномочий, выписаны административные штрафы более чем 10000 граждан. Все эти штрафы должны быть аннулированы, потому что фактически правовой базы для этого не было, правовую базу вы подводите только сейчас, давая ей обратную силу», - заявил Марукян.
Что касается законодательно закрепленной возможности изолировать человека на основании устного указания, то замминистра сослался на международный опыт и на закон «Об основах администрирования и административном производстве». Этот закон, по его словам, «позволяет принимать устный административный акт, если эта возможность предусмотрена законом».
Ну а пресловутый и зачастую весьма избирательный (когда власти необходимо обосновать очередной пришедший в голову абсурд) международный опыт им в подмогу. Он, мол, свидетельствует, что есть случаи, когда невозможно в данный момент принять письменный акт. Правда, замминистра не стал мелочиться и рассказывать, как и когда такое может случиться. Ну что в этом смысле предусматривает и (предусматривает ли) закон? Скажем, если ручки не окажется под рукой или секретаря, считается это поводом дать указание устно? Это не крайности и не ерничанье. Это опыт. И не международный, а наш, нашей страны. За последние два года. Свидетельствующий, что ручка в любой момент может стать политическим фактором.
Депутатов из СА заинтересовала доказательная база в случае нарушения устного указания и применения в этом случае к ответчику административного штрафа. Вдруг ответчик заявит, что не получал никакого устного указания? Из слов замминистра выяснилось, что доказательной базы как таковой нет, если ответчик сам не затребует оформить указание письменно. В связи с этим Марукян вспомнил, что в свое время в Армении было такое административное наказание – изолировали людей на 10 дней за сквернословие. «И теперь то, что вы хотите на основании устного указания изолировать людей, та же история. Это незаконно. Законодательство Армении, Конституция, Европейская конвенция не позволяют ничего подобного», - заявил депутат. Тарон Симонян (СА) призвал замминистра, говоря об устном указании изолировать кого-то, не вводить в заблуждение людей, путая право на свободу передвижения и право на свободу.
КРОМЕ ТОГО, ФРАКЦИЯ СА ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ на то, что перечень ведомств и должностных лиц, которые могут давать устные или письменные указания изолировать человека в законе не зафиксирован. Этот перечень каждый раз устанавливает правительство. Нет у человека также возможности обжаловать это указание. «Этим законопроектом комендант получает неограниченную власть. При этом не следует забывать, что режим ЧП связан не только с коронавирусом. И в стране по разным вопросам может быть введено ЧП. И это на фоне отсутствия эффективных механизмов парламентского контроля», - заявил Марукян.
Примечательно, что именно сегодня на фоне обсуждения данного проекта депутат из МШ Ануш Беглоян, почему-то пропустив многочасовое обсуждение поправок в закон о госбюджете, решила вновь вернуться к нему. Точнее не к нему, а к предложениям Марукяна, вновь (как и вчера) уведя обсуждение у совсем другое русло. Она заявила, что оппозиционный Марукян своими заявлениями, что у правительства есть свободные финансовые средства на поддержку пенсионеров и потерявших работу семей, ведет к нестабильности и подстрекает людей к гражданскому неповиновению. Дальше коллеги Беглоян из фракции власти продолжили критиковать Марукяна, оставив обсуждение самого, отметим, весьма спорного законопроекта без внимания.
Аревик Чилингарян, "Голос Армении"