Создать аккаунт
Главные новости » » Шуши: Птица Феникс Арцаха (часть 5-я) - «Политика»
---

Шуши: Птица Феникс Арцаха (часть 5-я) - «Политика»

446



Продолжаем беседу с журналистом, дипломатом, автором книг «Нагорный Карабах: факты против лжи» и «Владетели Варанды на службе империи» Арсеном Мелик-Шахназаровым об истории основания и развития города Шуши - былой столицы Арцаха (Карабаха). Предыдущие части беседы доступны по ссылкам:



Первая часть



Вторая часть



Третья часть



Четвертая часть

Шуши: Птица Феникс Арцаха (часть 5-я) - «Политика»


- Как трагические события марта 1920 года повлияли на дальнейшую судьбу города? Прежде всего, его армянской части.


- Накануне 1917 г. в Шуше проживало 43 869 человек, из них 23 396 составляли армяне (53%) и 19 121 татары (44%) [1].


В марте 1920 года армянская, большая часть города по территории, - и собственно город в современном понимании этого слова, с его инфраструктурой и культурными учреждениями – была сожжена и разграблена, население частично уничтожено, частично навсегда покинуло свои дома.


Лишившись урбанизированной армянской части города с её торговыми, культурными, учебно-просветительскими и медицинскими заведениями, оставшаяся мусульманская часть Шуши была обречена на постепенную стагнацию.


В 1921 году в Шуши осталось всего 9223 человека. В 1923 году – 6976 человек, в 1925 году – 5000 человек [2].



Одна из центральных улиц верхней части города, дома которой легко могли быть восстановлены в 1920-х годах. Фото 1940-х гг.


К концу 1920-х годов некогда цветущий город, - в начале XX века третий по численности населения (после Тифлиса и Баку) город Закавказья, - по существу превратился в грязную и нищую деревню, а его население уменьшилось до 3,5 тысяч человек, - исключительно азербайджанских тюрок и курдов.


Таким его застал русский поэт Осип Мандельштам, побывавший со своей женой Надеждой в Шуши в 1930 г., в ходе своей поездки по Армении, и написавший известное стихотворение «Фаэтонщик».


В 1933 году в Шуши жило 5,6 тысяч человек. Большая. Советская Энциклопедия. Т. 4I. Москва, 1939, с. 19-20.


Лишь в предвоенные и послевоенные годы население города стало понемногу увеличиваться. В нём стали селиться и армяне из соседних с Шуши сел – Бердадзора (Карагшлака), Каринтака. В основном же население росло за счет переселенцев из Азербайджана.



Здание епархиального училища после погрома 1920 г.


- Какова была политика руководства АзССР в отношении Шуши в советское время?


- В руководстве АзССР в связи с колонизацией Шуши возникла срочная необходимость обоснования «права азербайджанского народа» на былую столицу Нагорного Карабаха и его важнейший стратегический пункт. В этот период усилилась политика фальсификации истории Шуши.


Известно, что в середине 1960-х гг. в Баку было принято решение о сносе руин армянской части Шуши и начале массового строительства и заселения новых домов и кварталов города переселенцами-азербайджанцами. Руины были немыми свидетелями не только геноцида армян Шуши, но и свидетельством истинной принадлежности былого города.



Общий вид центра Армянской части Шуши перед сносом в середине 1960-х гг.


Если посмотреть фотографии руин города, снятые в 1920-60-е годы, напрашиваются два вывода.


Во-первых, что архитектура руин верхней части города свидетельствует о его армянском характере.


Во-вторых, что директивы руководства Закавказской СФСР о восстановлении Шуши были вполне реализуемы с точки зрения технической. Ведь каменные стены 2-3 этажных зданий стояли практически невредимыми и требовали возведения новых крыш и межэтажных пролётов. Не подвергшиеся сносу армянские церкви Казанчецоц (Сурб Аменапркич) и Канач Жам (Иоанна Крестителя), простоявшие в полуразрушенном виде с 1920 по 1990-е гг., были успешно отреставрированы и сегодня служат людям.


Известно также, что сразу после советизации Арцаха власти АзССР отказали армянам-беженцам из Шуши в праве вернуться к родным очагам. Точно так же это случилось в Нахичеване, - в Агулисе и многочисленных сёлах: власти протурецкой НахАССР заявили, что «земель на всех не хватает, тем самым утвердив результаты геноцида.


Баку также проигнорировал как решения относительно создания автономии Карабаха с центром в Шуше, так и относительно восстановления города. Ясно, что возвращение армянского большинства, или даже значительной части его не входило в планы бакинских пантуранистов, дружно ставших «коммунистами» после советизации региона.



Руины Шуши. Фото из фондов РАКФД


Не случайно, когда в 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, Секретарь ЦК КП(б) Армении Григорий Арутинов обратился к Иосифу Сталину с письмом, в котором на основании экономических и социально-культурных аспектов, а также «исходя из желания населения Нагорного Карабаха, ЦК и Совнарком Армении вносят на рассмотрение ЦК ВКП(б) и Союзного правительства вопрос о включении в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в качестве Карабахской области» [3], в письме говорилось, что «при положительном решении этого вопроса ЦК и Совнарком Армении войдут в правительство с предложением о восстановлении бывшего центра Карабаха города Шуши, разрушенного перед установлением Советской власти».


Сняв де-факто с повестки дня вопрос о восстановлении армянской части Шуши ещё в 1920-е годы, власти АзССР вряд ли могли беспокоиться о массовом возвращении в город беженцев-армян: былые шушинцы к концу 1940-х гг. уже давно осели и пустили корни в других регионах страны. К тому же, послевоенные надежды на либерализацию сменились новым ужесточением сталинизма и усилением политики «коренизации» в АзССР в 1950-х гг.


Однако, останки некогда цветущей армянской части города не только свидетельствовали о своих былых хозяевах, но и мешали расширению «новой» советско-азербайджанской Шуши. На приведённой в фотоотчёте фотографии из Российского государственного архива кино-фотодокументов (РАКФД) хорошо видно, как над домами нижней части нависают развалины верхнего квартала Веринтаг Армянской части города с церковью Канач Жам.



Вид на развалины квартала Веринтаг из нижней части города, 1950-е гг. Из архивов РКАФД


Тем самым, уничтожение руин армянской части города преследовало сразу две цели:


во-первых, расчистить территорию под новое строительство для переселенцев;


во-вторых, уничтожить следы армянской части города.


- Как мы знаем, массовый снос бульдозерами руин армянской части города происходил в середине 1960-х годов. А на месте снесённых «скелетов» зданий, на расчищаемых площадках вскоре закипело строительство типовых советских зданий, которые изменили облик верхней части города…


- Да, но даже снесением руин вторая цель так и не была целиком достигнута. Это объяснялось тем обстоятельством, что армянское зодчество наложило свой отпечаток и на «татарскую» (мусульманскую) часть города. Известный армянский исследователь архитектуры, в недавнем прошлом представитель НКР в РА, политолог и глава Армянского Центра Стратегических и Национальных Исследований Манвел Саркисян, издал четверть века назад работу «Из истории градостроительства Шуши», (Армянский Центр Стратегических и Национальных Исследований, Ереван, 1996, с 27). На сегодня, вероятно, это единственное научное исследование на русском языке по истории градостроительства и архитектуры былой Шуши.


Манвел Саркисян – профессиональный архитектор, автор большинства обмеров храмов и домов Арцаха, которые приводятся в работах, посвященных историко-архитектурным памятникам края. Он также автор работы, посвященной историческому селу Тяк близ Гадрута (им было обмерено около 4-х десятков сохранившихся старых домов).


Вот что он писал о мусульманской части Шуши в своём вышеупомянутом исследовании.


«Постройки мусульманского культа изучены азербайджанскими исследователями. Здесь мы хотим остановиться только на проявлении уже указанной нами одной закономерности. Архитектура квартальных мечетей прямо восходит к архитектуре шушинских жилых домов. Это сходство — явление локального характера. Архитектура жилых домов мусульманского сектора Шуши, как и весь облик застройки этого сектора, не имела принципиальных отличий от архитектуры Западного сектора. По всему городу наблюдаются единые объёмно-планировочные и декоративные решения зданий. Эту закономерность указывали почти все исследователи. И это вполне объяснимо. Татары, не обладали ещё собственным архитектурно-строительным опытом, и поэтому заказывали себе жильё, общественные постройки армянским мастерам (которые, кстати, были монопольными строителями во всём Закавказье) и архитекторам, полностью соглашаясь с их вкусами и навыками.


Таким образом, появлялись здания мусульманского культа с характерными чертами архитектуры армянских жилых домов и во вкусе армянской архитектуры. Аналоги можно наблюдать и по всему низменному Карабаху, где сохранились ещё образцы первых мечетей, переходивших в XIX веке на оседлость татар. Эти здания даже неискушенному взгляду сразу же напоминают армянские однонефные церкви, но только с другой ориентацией и без абсид. Они возведены с использованием той же строительной техники и с теми же архитектурными деталями. Массовое перенятие форм жилища, традиционных конструкций и декора армянской архитектуры переходящими на оседлость кочевниками-скотоводами, наблюдалось вплоть до Советской власти и даже позднее.


Однако, к концу XIX века богачи-мусульмане старались, видимо, внести в облик своих домов и общественных зданий некоторые элементы мусульманской архитектуры, и тогда появились некоторые сооружения, являющиеся, в какой-то степени, синтезом традиционных форм армянской архитектуры с элементами мусульманской: колоннами, банальными росписями. Нельзя сказать, что указанные совмещения гармоничны, но они являются истоками формирования собственных эстетических вкусов у первых представителей зарождающейся татарской буржуазии. Примечательно, что первые архитекторы-мусульмане в своём творчестве исходили из принципов и художественных приемов армянской архитектуры» [4].


Таким образом, политическим интересам Баку и новой азербайджанской историографии было мало уничтожить следы армянского присутствия в Шуше, но нужно было и каким-то образом доказать и удревнить «азербайджанское» происхождение города и его архитектуры. Что, по понятным причинам, было практически невозможно, и породило волну самых нехитрых фальсификаций.


- Назовите, пожалуйста, примеры подобных фальсификаций.


- Ну, например, список «азербайджанских» памятников Шуши, опубликованный в бакинской газете «Зеркало» [5] в 2001 году. В нём перечислены 19 памятников: жилые дома, мечети и два караван-сарая. Из них практически все – второй половины XIX века. И лишь один из домов заявлен памятником XVIII века. При этом из 7 названных в списке мечетей реально в советское время существовали 3, остальные, вероятно, числились лишь на бумаге: скорее всего, это были деревянные строения XIX века, впоследствии, после строительства каменных мечетей, разобранные за ветхостью (такой же путь - из деревянных в каменные - прошли в середине XVII - начале XIX века и все армянские храмы Шуши). Отметим также, что в списке «Зеркала» в качестве «азербайджанского памятника» числился и дом… известных армянских купцов и меценатов Джамгаровых.


Некоторые сохранившиеся в советское время в Шуши армянские дома и памятники зодчества произвольно объявлялись «азербайджанскими». С этой целью некоторые из них подвергались «реставрации», призванной убрать с фасадов и стен армянские надписи, узоры и орнаменты и создать новые – в нарочитом восточном, мусульманском стиле.


- Что стало с Шушинскими храмами в ходе и после сноса останков и руин армянской части города?


- Девичий монастырь со своей уникальной «трёхтажной» колокольней и всеми строениями, и церковь Агулецоц в самом центре города были начисто снесены.


Разобранная практически до фундамента церковь Мегрецоц была превращена в летний кинотеатр, где алтарь выполнял роль сцены-экрана. На фундаменте же русского православного храма в конце 1960-х был построен азербайджанский дом культуры.



Вид на развалины квартала Мегрецоц: слева – одноимённая церковь; на заднем плане справа вверху – уцелевшее при пожаре здание Реального училища.


Некоторые строения, если разрушить их не было возможности, просто постепенно разрушались, - как это было в случае с 2-мя сохранившимися после сноса руин армянской части города церквями Казанчецоц (Сурб-Аменапркич) и Канач Жам (Иоанна Крестителя).


Так, огромная церковь Казанчецоц, или Сурб-Аменапркич (Христа Спасителя), которая до марта 1920 была высотной доминантой города (40 метров высотой), все годы стояла заброшенной, без дверей, окон и купола. С целью закрыть её от обзора извне, вокруг храма, на холмах выше него были построены новые пяти- и шестиэтажные дома. Церковь Канач жам была превращена в галерею для питья минеральной воды местного санатория для астмо-бронхиальных больных.



Церковь Канач Жам (Иоанна Крестителя) в 1970-х гг.



Строительство типовых домов для азербайджанских поселенцев вокруг храма Газанчецоц, начало 1970-х гг.


В середине 1980-х гг. под воздействием большого количества обращений армянской общественности Арцаха и Баку, лично Гейдар Алиев принял решение о реставрации шушинского храма Казанчецоц. После чехарды смертей и смены руководителей СССР (метко прозванной в народе «гонкой на лафетах») позиции Алиева пошатнулись, хотя он и из Москвы продолжал фактически руководить АзССР. Раз не было возможности снести храм с лица земли, Алиев и его бакинский ставленник решили преподнести реставрацию в качестве «отеческой заботы» об армянской культуре Карабаха.


Вероятно, лишь наличие хоть какой-то автономии НКАО помешало властям АзССР провести «реставрацию» двух оставшихся шушинских церквей, подобную той, которой подверглась армянская церковь Сурб Саркис в другом карабахском городе - Гандзаке (Елизаветполь-Кировабад-Гянджа). В 1970-х гг. она была отреставрирована таким образом, - сделали пристройки в «восточном» стиле, стерли со стен армянские надписи и убрали кресты, - что внешне она стала походить на мусульманскую мечеть.



Храм Газанчецоц (Сурб Аменапркич) в 1970-х гг.


Реставрация храма Казанчецоц местными армянскими мастерами началась во второй половине 1980-х, однако, с началом Арцахского освободительного движения и нового изгнания из Шуши армян, она была остановлена.


1 декабря 1989 года было принято совместное решение Верховного Совета АрмССР и Национального Совета НКАО об объединении Армении и НКАО. Через несколько дней многотысячный азербайджанский митинг в Шуши закончился осквернением Храма Всеспасителя. Толпы азербайджанцев залезли на крышу храма, разгромили и подожгли отреставрированный купол, вновь недавно увенчавший центральный барабан, и разрушили его. Были также осквернены и разрушены надгробья вокруг храма. В таком виде он и простоял вплоть до освобождения города 8-9 мая 1992 года.


Продолжение следует


Беседу вёл Александр АНДРЕАСЯН


.


[1] «Кавказский календарь» на 1917 год. Тифлис, 1916, с. 190-196


[2] Газета «Хорурдаин Айастан» («Советская Армения»),03.10.1925, N 224


[3] Партархив Армянского филиала ИМЛ при ЦК КПСС, ф.1, оп. 25¸ д. 41, л.1 . цит. по: Х. Барсегян. Истина дороже. Ереван, изд. АН АрмССР, 1989, стр. 120


[4] Манвел Саркисян, «Из истории градостроительства Шуши», Армянский Центр Стратегических и Национальных Исследований, Ереван, 1996, с 27


[5] Ф. Фатулла, «Наследство тюрков в услужении у армян», «Зеркало», 07.09.2001


.


На первом фото: Общий вид руин центральных кварталов Армянской части города

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт runews.su вы принимаете политику конфидициальности.
ОК